Из-за чего могут экстренно посадить самолёт? Подготовка к аварийной посадке при внезапной аварии Ваши действия при аварийной посадке самолета.


Техника выполнения посадки при исправно работающих двигателях и системах вертолета не отличается от выполнения посадки на исправном вертолете.

В зависимости от условий и места посадки (аэродром или площадка) выбирается вид посадки (с пробегом или по-вертолетному).

Техника выполнения посадки с одним или двумя отказавшими (выключенными) двигателями изложена в п.п.6.6. и 6.7. настоящего раздела.

ЭВАКУАЦИЯ ПЕРЕВОЗИМЫХ ЛЮДЕЙ И ПОКИДАНИЕ ВЕРТОЛЕТА ЧЛЕНАМИ ЭКИПАЖА.

Действия КВС:

Дать команду Б/М выключить двигатели кранами останова, закрыть пожарные краны, извлечь аварийную радиостанцию и аварийный радиомаяк (при его наличии);

Оценить обстановку и положение вертолета, руководить эвакуацией

перевозимых людей, членов экипажа;

Покинуть вертолет после завершения эвакуации людей и других членов

Оказать первую помощь пострадавшим;

Принять.меры по установлению связи с ближайшим аэродромом при посадке вне аэродрома и доложить о последствиях посадки, координаты посадки.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ВЕРТОЛЕТ ВСЕМ ЧЛЕНАМ ЭКИПАЖА ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ БУДЕТ УВЕРЕННОСТИ В НЕВОЗМОЖНОСТИ ПОЖАРА ИЛИ ВЗРЫВА.

Действия второго пилота:

Если двери в грузовую кабину не открыты, покинуть вертолет через свой блистер;

Принять участие в эвакуации перевозимых людей;

Оказать первую помощь пострадавшим.

Действия бортмеханика:

По команде КВС установить краны останова в закрытое положение

(выключить двигатели), закрыть пожарные краны;

Обесточить вертолет, выключить аккумуляторы;

Приступить к эвакуации перевозимых людей через дверь грузовой кабины или через аварийные люки;

После полной эвакуации перевозимых людей покинуть вертолет;

Оказать помощь пострадавшим.

АВАРИЙНОЕ ПРИВОДНЕНИЕ.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ.

Перед полетом над водной поверхностью люди, находящиеся на борту,

должны изучить правила пользования спасательным оборудованием, имеющимся на вертолете, на случай аварийного приводнения.

Каждый член экипажа обязан знать в совершенстве свои обязанности при

покидании вертолета на воде.

Основной задачей экипажа, в случае аварийного приводнения, является

обеспечение безопасности эвакуации людей и экипажа.

Командир вертолета, выполняющий полеты над водной поверхностью, должен быть оттренирован к аварийному покиданию кабины пилотов при погружении вертолета в воду.

Все члены экипажа вертолета должны быть оттренированы к применению

индивидуальных и групповых спасательных плавсредств, а также к эвакуации людей.

Перед аварийным приводнением экипаж обязан:

Немедленно доложить службе УВД о предстоящем приводнении;

При работающих двигателях выполнить аварийное снижение до зависания на высоте 0,5-1 м, а при наличии системы аварийного приводнения - посадку на воду;

После зависания (посадки) обеспечить быструю эвакуацию из вертолета людей, используя имеющиеся спасательные средства.

При полетах над водной поверхностью на борту вертолета должны быть:

Спасательные жилеты у каждого члена экипажа и перевозимых людей;

- спасательные плоты;

Аварийный запас воды и продовольствия, аварийные средства радиосвязи и сигнализации.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. При полетах на расстоянии от берега не более 25 км на борту вертолета могут находиться только спасательные жилеты у каждого члена экипажа и перевозимых людей, Спасательные жилеты должны быть надеты перед полетом. Доклад службе УВД должен последовать сразу поеле возникновения аварийной ситуации на борту, так как в дальнейшем для этого может не хватить времени.

2. При отсутствии в составе экипажа вертолета Б/П, его функции

возлагаются на Б/М.

3. При наличии на вертолете СГУ, в зависимости от распомлмалгаемого времени, КВС следует обратиться к пассажирам на основе следующего стандартного текста:

"Уважаемые пассажиры!

К Вам обращается командир воздушного судна. По техническим причинам нам предстоит вынужденное приводнение примерно через_____ минут. На борту имеется спасательное оборудованте; наземные поисково-спасательные службы проинформированы. Оставайтесь на своих местах, сохраняйте спокойствие и точно выполняйте указания бортпроводника и других членов экипажа.

За 5-10 секунд до приводнения последует команда: «внимание, приводнение».

4. В зависимости от располагаемого времени после получения информации о предстоящем аварийном приводнении от КВС, Б/П следует обратиться к пассажирам на основе следующего стандартного текста:

"Уважаемые пассажиры!

Говорит бортпроводник. Призываю Вас к спокойствию и прошу выполнить следующее:

Немедленно освободите проходы и займите свои места в креслах;

Ослабьте галстуки и расстегните воротники;

Положите вставные челюсти, очки, острые.предметы в карманы одежды;

Мягкие вещи уложите так, чтобы обеспечивалась защита головы;

Застегните и затяните туго привязные ремни, плотно придвинувшись к спинке кресла;

По команде "Внимание, приводнение" сгруппируйте Ваше тело;

После полной остановки или зависания вертолета расстегните привязные ремни и эвакуируйтесь из вертолета, следуя указаниям членов экипажа.


ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА.

6.10.2.1. Развернутое содержание аварийной контрольной карты

"Действия экипажа перед приводнением при отсутствии системы аварийного

приводнения" .

*(1) сигнал БЕДСТВИЕ, аварийное освещение и табло "ВЫХОД" –

включить - КВС.

*(2) Службе УВД об аварийной ситуации и принимаемых мерах –

сообщить - КВС, 2/П.

БЕДСТВИЕ. БЕДСТВИЕ. БЕДСТВИЕ.

ПРОИЗВОЖУ ВЫНУЖДЕННУЮ ПОСАДКУ (место открытым текстом) .

ПРИЧИНА ПОСАДКИ __________

РЕЖИМ ПОЛЕТА (курс, высота) __________________

ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ (какая) _________________

НА БОРТУ _______ ЧЕЛОВЕК.

*(3) К приводнению - подготовиться - КВС, 2/П, Б/М, Б/П.

КВС дать указание Б/М или Б/П, при его наличии, проверить, на всех ли людях надеты спасательные жилеты.

*(4) Блистеры, люки, двери, выдавливаемые окна - сбросить, внутренние двери - открыть, зафиксировать - КВС, 2/П, Б/М, Б/П.

Всем членам экипажа на своих рабочих местах сбросить блистеры, крышки люков, входную дверь. При наличии выдавливаемых окон, с помощью рукоятки, расположенной у окна, выдернуть фиксирующий профиль и вытолкнуть окно наружу. Открыть и зафиксировать в открытом положении двери в кабину экипажа и, при наличии, в пассажирский салон.

Б/М и Б/П убедиться в том, что все перевозимые люди находятся на своих местах и пристегнуты, после сброса входной двери занять свои рабочие места и пристегнуться привязными ремнями.

*(5) Снижение и зависание - выполнить - КВС, 2/П.

КВС выполнить зависание над водой на высоте 0,5-1 м.

По возможности зависание выполнить ближе к береговой черте.

*(6) Групповые спасательные средства - привести в действие - 2/П, Б/М, Б/П.

2/П, Б/М и Б/П перейти в грузовую (пассажирскую) кабину, захватив с собой аварийную радиостанцию и радиомаяк (при его наличии), сбросить групповые спасательные плавсредства (плоты), предварительно закрепив их фалы за элементы конструкции вертолета, при необходимости привести их в рабочее положение (развернуть, перевернуть).

*(7) Эвакуацию людей - выполнить - 2/П, Б/М, Б/П.

2/П, Б/М и Б/П обеспечить переход людей, находящихся в вертолете в групповые спасательные плавсредства, а при их отсутствии - покидание людьми вертолета с надетыми индивидуальными плавсредствами. КВС выполнять устойчивое висение.

*(8) об окончании эвакуации КВС - доложить - Б/М, 2/П, Б/П.

Б/М, 2/П и Б/П убедившись, что на борту вертолета не осталось

людей, доложить КВС об окончании эвакуации.

*(9) Команду Б/М, 2/П, Б/П о покидании вертолета - подать - КВС.

КВС, приняв доклад от Б/М, 2/П об окончании эвакуации людей, дать им команду покинуть вертолет.

*(10) О завершении эвакуации людей, Б/М, 2/П, Б/П - убедиться - КВС.

КВС через свой блистер визуально убедиться, что люди, Б/М, 2/П, Б/П находятся вне вертолета.

*(11) Вертолет на безопасное расстояние от плавсредств – переместить - КВС.

КВС переместить вертолет по-возможности на расстояние 50-100 м в сторону от людей, находящихся на воде.

Примечание. При ветре свыше 3 м/с перемещение вертолета от людей, находящихся на воде, рекомендуется выполнять против ветра (в наветренную сторону).

*(12) Вертолет - приводнить - КВС.

КВС приводнить вертолет вертикально с переводом в правый крен при касании фюзеляжем о воду.

*(13) Двигатели - выключить - КВС.

КВС выключить оба двигателя кранами останова при касании фюзеляжем о воду.

КВС покинуть вертолет после останова НВ.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:

1. В случае приводнения вертолета с одним неработающим двигателем необходимо действовать в соответствии с рекомендациями раздела 6.7,удерживать вертолет на плаву, используя мощность работающего двигателя вплоть до чрезвычайной.

2. В случае приводнения с двумя неработающими двигателями посадка на воду выполняется на режиме самовращения НВ в соответствии с рекомендациями раздела 6.6, с минимально возможной поступательной скоростью приводнения. При этом безопасное покидание вертолета людьми, находящимися на борту НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ.

6.10.2.2. Развернутое содержание аварийной контрольной карты

"Действия экипажа перед приводнением вертолета, оборудованного системой

аварийного приводнения".

*(1) В наличии скорости полета менее 150 км/ч - убедиться – КВС.

КВС и 2/П должны убедиться, что скорость полета по указателю

не превышает 150 км/ч.

*(2) Выключатель НАДУВ ПОПЛАВКОВ – включить – КВС.

КВС при полете над водной поверхностью включить выключатель

НАДУВ ПОПЛАВКОВ на левом рычаге шаг-газ и проконтролировать наполнение поплавков по загоранию табло НАДУВ ПОПЛАВКОВ, визуально и по докладу 2/П. 2/П визуально убедиться в наполнении поплавков правого борта и доложить КВС об их наполнении.

*(3) Сигнал БЕДСТВИЕ, аварийное освещение и табло "ВЫХОД" –

включить - КВС.

*(4) Службе УВД об аварийной ситуации и прининаемых мерах –

сообщить - КВС, 2/П.

КВС или по его команде 2/П сообщить службе УВД об аварийной ситуации в соответствии с типовым текстом:

БЕДСТВИЕ. БЕДСТВИЕ. БЕДСТВИЕ.

Я (тип вертолета, позывной или бортовой номер),

ПРОИЗВОЖУ ВЫНУЖДЕННУЮ ПОСАДКУ (место открытым текстом),

ПРИЧИНА ПОСАДКИ ______________

РЕЖИМ ПОЛЕТА (курс, высота) _________________

ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ (какая) _______________

НА БОРТУ ______ ЧЕЛОВЕК.

*(5) Стеклоочистители - включить - КВС, 2/П.

КВС и 2/П, или по команде КВС Б/М, включить стеклоочистители.

*(6) К приводнению - подготовиться - КВС, 2/П, Б/М, Б/П.

КВС дать указание Б/М или Б/П, при его наличии, проверить, на всех ли людях надеты спасательные жилеты, все ли перевозимые люди находятся на своих местах и пристегнуты привязными ремнями.

*(7) Снижение и посадку на воду - выполнить - КВС, 2/П.

КВС выполнить снижение и посадку на воду по возможности против

ветра, с минимально возможными поступательной и вертикальной

скоростями (предпочтительно вертикальным снижением) вдоль фронта волн, ближе к береговой черте.

*(8) Двигатели - выключить – КВС, Б/М.

КВС или по его команде Б/М краны останова установить в закрытое положение, закрыть пожарные краны и выключить все топливные насосы.

*(9) Блистеры, люки, двери, выдавливаемые окна - сбросить, внутренние двери - открыть, зафиксировать - КВС, 2/П, Б/М, Б/П.

Всем членам экипажа на своих рабочих местах сбросить блистеры, крышки люков, входную дверь. При наличии выдавливаемых окон, с помощью рукоятки, расположенной у окна, выдернуть фиксирующий профиль и вытолкнуть окно наружу. Открыть и зафиксировать в открытом положении двери в кабину экипажа и, при наличии, в пассажирский салон. Б/М и Б/П убедиться в том, что все перевозимые люди находятся на своих местах и пристегнуты, после сброса входной двери занять свои рабочие места и пристегнуться привязными ремнями.

*(10) Групповые спасательные средства –

привести в действие - КВС, 2/П, Б/М, Б/П.

КВС, 2/П, Б/М и Б/П перейти в грузовую (пассажирскую) кабину, захватив с собой аварийную радиостанцию и радиомаяк (при его наличии), групповые спасательные плавсредства (плоты) привести в действие, предварительно закрепив их фалы за элементы конструкции вертолета, при необходимости привести их в рабочее положение (развернуть, перевернуть).

*(11) Эвакуацию людей - выполнить - КВС, 2/П, Б/М, Б/П.

КВС, 2/П, Б/М и Б/П обеспечить переход людей, находящихся в вертолете в групповые спасательные плавсредства, а при их отсутствии - покидание людьми вертолета с надетыми индивидуальными плавсредствами.

*(12) Об окончании эвакуации КВС - доложить - Б/М, 2/П, Б/П.

Б/М, 2/П и Б/П убедившись, что на борту вертолета не осталось людей, доложить КВС об окончании эвакуации.

*(13) В завершении эвакуации людей, Б/М, 2/П, Б/П - убедиться - КВС.

КВС убедиться, что люди, Б/М, 2/П, Б/П находятся вне вертолета.

*(14) Вертолет - покинуть - КВС.

КВС покинуть вертолет, по возможности обесточив его выключением аккумуляторов,

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:

1. В СЛУЧАЯХ, КОГДА АВАРИЙНОЕ ПРИВОДНЕНИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ

В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ БЛИЗОСТИ ОТ БЕРЕГОВОЙ ЧЕРТЫ, ИЛИ ПОСТОРОННИХ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ (СУДОВ, МБУ И Т.П.) ДОПУСКАЕТСЯ ВЫПОЛНЕНИЕ РУЛЕНИЯ ПО ВОДНОЙ ПОВЕРХНОСТИ, ЕСЛИ ЭТО ПРИВЕДЕТ К БОЛЕЕ БЕЗОПАСНОМУ ПОКИДАНИЮ ВЕРТОЛЕТА ПАССАЖИРАМИ. СКОРОСТЬ РУЛЕНИЯ СЛЕДУЕТ ПОДБИРАТЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОСТОЯНИЯ ВОДНОЙ ПОВЕРХНОСТИ (БАЛЬНОСТИ) И ПОВЕДЕНИЯ ПОПЛАВКОВ, СКЛОННЫХ К ПОТЕРЕ ФОРМЫ И ПОДВОРАЧИВАНИЮ, ПРИ ПРЕВЫШЕНИИ СКОРОСТИ 15 КМ/Ч.

В ОСТАЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ РУЛЕНИЯ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ.

2. НАДУТЫЕ ПЕРЕДНИЕ ПОПЛАВКИ ИСКАЖАЮТ ПОКАЗАНИЯ УКАЗАТЕЛЕЙ СКОРОСТИ, ПО ЭТОМУ ПРИ ТОРМОЖЕНИИ ВЕРТОЛЕТА ПЕРЕД ПРИВОДНЕНИЕМ ПРОХОЖДЕНИЕ СКОРОСТИ 4О-30 КМ/Ч СЛЕДУЕТ КОНТРОЛИРОВАТЬ ПО ВОЗНИКНОВЕНИЮ РЕЖИМА ""ТРЯСКИ".

3. ПРИ АВАРИЙНОМ ПРИВОДНЕНИИ НОЧЬЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВЕТА ФАР СЛЕДУЕТ ИМЕТЬ В ВИДУ, ЧТО ВОДНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ НАЧИНАЕТ ПРОСМАТРИВАТЬСЯ С ВЫСОТЫ ОКОЛО 30 М, А НА ВЫСОТАХ МЕНЕЕ 20 М ИЗ-ЗА ОТРАЖЕНИЯ СВЕТА ПЕЛЕНОЙ БРЫЗГ, ПОДНЯТЫХ ПОТОКОМ ВОЗДУХА ОТ НВ, ВОЗНИКАЕТ СВЕТОВОЙ ЭКРАН, КОТОРЫЙ УХУДШАЕТ ВИДИМОСТЬ ИЗ КАБИНЫ ПИЛОТОВ.

В ЭТОМ СЛУЧАЕ НАПРАВЛЕНИЕ СВЕТА ФАР СЛЕДУЕТ УДЕРЖИВАТЬ

ВНУТРИ СВЕТОВОГО ЭКРАНА (БЛИЖЕ К ВЕРТОЛЕТУ) НА УЧАСТКЕ, ГДЕ ВОДНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ ПРОСМАТРИВАЕТСЯ.


Похожая информация.


Статистика утверждает, что авиация самый безопасный вид транспорта. В среднем за год во всем мире в авиационных катастрофах гибнут чуть больше трех тысяч человек. Для сравнения приведу все ту же статистику дорожно-транспортных происшествий, уносящих за год только в одной нашей стране более 30 тысяч жизней. Отчего же мы тогда с таким облегчением вздыхаем, когда самолет, завершив свой недолгий полет, касается шасси бетонной полосы аэродрома? Наверное, потому, что авиакатастрофы, если случаются, оставляют пассажирам авиалайнеров очень немного шансов на спасение.

Но все же оставляют? Да. И чем более подготовлен человек к самоспасению в условиях авиакатастрофы, тем они выше. Примером тому может служить катастрофа, случившаяся в 1974 году с самолетом В707 в самоанском аэропорту Паю Паю. Из 102 пассажиров остались в живых только пятеро. Следственная комиссия сделала вывод, что выжили они лишь благодаря тому, что внимательно прочли памятки и выслушали инструкции стюардессы перед полетом. При аварии большинство спасающихся пассажиров бросились к входным дверям, перегородив своими телами узкий проход. Начались паника и давка, лишившие их надежд на спасение.

Пятерка внимательных пассажиров к дверям не бросилась, а предпочла, как рекомендовала стюардесса, воспользоваться аварийным выходом, ведущим на крыло самолета. Остальные за свое пренебрежительное отношение к служебным инструкциям заплатили дорогой ценой. Самыми безнадежными с точки зрения выживания следует признать авиакатастрофы, связанные со взрывами самолетов в воздухе, столкновениями авиалайнеров. Чуть больше шансов на спасение при неуправляемых падениях на землю.

Единственное, что здесь можно посоветовать, это четко выполнять указания экипажа. Застегнуть ремни, причем отрегулировать их под свои габариты, чтобы они не болтались на теле и были как можно ниже, желательно почти на бедрах. Положить скрещенные руки на спинку находящегося перед вами кресла, наклонить, прижать к ним голову, ноги вытянуть и упереться ими в пол или переднее кресло. При другой рекомендуемой на случай аварии позе, которая мне представляется более убедительной, следует сцепить руки локтями с рядом сидящими пассажирами, ладонями защитить голову (или, закрыв ими голову, упереть локти в спинку переднего сиденья), на колени и под живот положить сложенное одеяло, пальто, сумку с мягкими вещами, чтобы создать максимально объемный мягкий буфер, наклониться, жестко прижать подбородок к груди и упереться коленями в спинку переднего кресла.

От очков, сережек, брошек, авторучек, ключей и т.п. карманной мелочи лучше избавиться, чтобы впоследствии медикам не пришлось вырезать и выковыривать их из вашего тела. Опасны шарфы, платки, галстуки, цепочки и шнурки на шее, которые, зацепившись за случайный выступ, могут задушить вас. В момент удара надо максимально напрячь все мышцы, особенно в направлении вперед и вниз, откуда, вероятнее всего, последует толчок. До полной остановки самолета ни в коем случае не покидайте кресло и не расстегивайте ремни. После первого удара могут последовать второй и третий, более сокрушительные.

Покидать самолет после авиакатастрофы следует как через основные, так и через аварийные люки. Люки эти расположены, как правило, в каждом салоне. К сожалению, опыт аварий показывает, что пассажиры стремятся покинуть самолет тем же путем, которым в него попали. И погибают в образовавшихся у входов пробках. Для спуска с потерпевшего аварию самолета на землю предусмотрены специальные канаты с узлами и надувные трапы, представляющие собой два надутых воздухом баллона с натянутым между ними дном. Одним концом трап закрепляется в самолете, другим — упирается в землю. Пассажиры садятся (при быстрой эвакуации прыгают) на пол и съезжают по нему вниз.

Увидеть аварийные люки и понять, как они работают, надо до начала полета или авиакатастрофы. Большинство люков открывается поворотом ручки вниз, после чего дверь оттягивается внутрь салона и сдвигается в сторону. Чтобы не повредить резиновые поверхности трапа, перед посадкой на него женщинам необходимо снять обувь на высоких каблуках. Не следует держаться руками за боковой окантованный шнур (чтобы не получить ожогов) и задерживаться внизу у трапа, мешая спуску других пассажиров. На случай посадки на воду в комплекте каждого самолета имеются коллективные и индивидуальные спассредства — спасательные плоты и спасательные жилеты. Спасжилеты хранятся в сиденье самолетных кресел, снизу.

Авиационный спасательный жилет (АСЖ) имеет две изолированные друг от друга камеры (переднюю и заднюю), для каждой из которых предусмотрен отдельный клапан для поддува. Надевается жилет через голову. Для крепления на теле предусмотрены специальные ремни. Для привлечения внимания спасателей — свисток и аварийный . Вес жилета 950 граммов, положительная плавучесть 15 килограммов. Для оказания медицинской помощи на борту самолета есть аптечка. Стюардессы и члены экипажа обучены приемам доврачебной помощи.

Действия при разгерметизации самолета в воздухе и декомпрессии.

Авиакатастрофы на высоте свыше семи тысяч метров нередко сопровождаются декомпрессией. Вначале пассажиры слышат оглушительный рев, характерный для массированной утечки из салона воздуха. Окружающее пространство наполняется пылью и туманом, отчего резко падает видимость. Отдельные незакрепленные предметы и вещи могут летать по салону. Из легких очень быстро вытягивается весь находящийся там воздух, удержать который силовыми методами невозможно, как ни напрягай грудную клетку. Одновременно перегружаются барабанные перепонки, что сопровождается болью и шумом в ушах, кишечнике, где расширяются внутренние газы, вызывая резкие боли. Уже через несколько секунд человек теряет сознание от удушья.

Единственная возможность не потерять сознание при разгерметизации самолета — это мгновенно воспользоваться кислородной маской, которая обычно хранится в спинке расположенного впереди кресла, надев ее на лицо. Именно надев, а не прижав ко рту — достаточно на малое мгновение потерять сознание, что может случиться и при кислородной подпитке, чтобы она выпала из ослабевшей руки. До момента, пока вы не надели маску, пытаться оказывать помощь другим людям нельзя. Даже если это ваша любимая или ваш ребенок. Как ни кощунственно это прозвучит, но первая забота должна быть о своем здоровье. Что толку, если вы вначале броситесь к ним и погибнете раньше, чем сможете помочь. Вначале спасайте себя, тогда, сохраняя сознание и дееспособность, вы сможете помочь и другим.

Сразу после закрепления маски застегните ремни. Первое, что сделает экипаж, — это направит потерявший герметичность самолет вниз, отчего вас может выбросить из кресла. Наиболее безопасные места в авариях, связанных с вынужденными посадками, расположены ближе к задней части фюзеляжа, но не в самом хвосте. При взрыве и развале самолета в воздухе безопасных мест, естественно, нет. Все эти места падают с одинаковой высоты и одинаковым ускорением. И тем не менее даже в такой безнадежной ситуации, как свободное падение с высоты в несколько километров, люди умудряются выживать.

Сев в самолет, в целях безопасности надо.

— Изучить памятки, прослушать инструкции экипажа.
— Застегнуть ремень, подогнав его под фигуру.
— При разгерметизации самолета немедленно надеть кислородную маску, помочь это сделать соседям.
— При аварийной посадке снять сережки, очки и выбросить прочие острые и бьющиеся предметы.
— Принять позу безопасности, голову склонить, локтями и коленями упереться в переднее кресло, под живот и грудь уложить мягкие вещи.
— При давке на выходе — воспользоваться запасным выходом.

Нельзя.

— Загромождать верхние полки тяжелыми вещами
— Расстегивать ремни, вставать до команды.
— Помогать другим до надевания кислородной маски.
— Поддаваться панике.

Действия при вынужденной посадки самолета в случае авиакатастрофы.

После авиакатастрофы и вынужденной посадки оставшимся в живых пассажирам следует исполнять указания экипажа, который обучен действиям в подобных экстремальных условиях. Но еще до того, не дожидаясь отдельного приглашения, надо отбежать от совершившего аварийную посадку самолета, чтобы не попасть под возможный взрыв, лечь на землю за какое нибудь препятствие и закрыть голову руками. И не вставать до команды экипажа. Или до тех пор, пока самолет не остынет и не испарится разлитое по земле горючее.

После этого пассажиры, если не последует другая команда, должны собраться вместе, отнести на безопасное расстояние от потерпевшего аварию самолета раненых и оказать им первую медицинскую помощь (вначале людям с сильными артериальными и венозными кровотечениями и забитыми посторонними предметами дыхательными путями, потом — с переломами, ранами и др. повреждениями), отделить от основной массы людей погибших, осмотреть обломки самолета и окружающую местность с целью поиска полезных для выживания предметов, соорудить временное, защищающее от ветра и осадков убежище.

Это первоочередные действия, до завершения которых прочими заниматься нецелесообразно. Это уже потом можно проанализировать место, где вы находитесь, на предмет топографических опасностей и удобства пребывания и попробовать отыскать более безопасное. Ни в коем случае не уходите от обломков самолета далеко, если это не вызвано реальной необходимостью. Первое, что сделают , это пройдут по нитке маршрута пропавшего авиалайнера. Его они благодаря разбросанным, хорошо различимым с воздуха обломкам и повреждению естественного вида местности отыщут быстро, а вот вас, если вы ушли в дальние леса и разбрелись по двое, по трое во все стороны, придется еще пособирать.

Всякий поиск удобных для выживания мест должен производиться только в дневное время и только парами или тройками. Одиночное хождение недопустимо. Пока разведчики ведут поиск, все остальные должны максимально утеплиться и разжечь . Огонь, кроме тепла, важен как фактор моральной поддержки. Вид огня всегда успокаивает и вселяет надежду. Кроме того, костер облегчает поиск места авиакатастрофы, так как виден с воздуха за десять и более километров. При распределении обязанностей и работ следует учитывать, что наибольшего внимания к себе требуют раненые и травмированные люди.

Дети при кажущейся их незащищенности физически очень выносливы (вспомните дошколят, которые в лютый мороз с хохотом напихивают друг другу за шиворот снег и после этого умудряются не заболеть! Да взрослый бы на их месте умер.), но слабы духом, поэтому им нужна поддержка. Старики, напротив, слабы физически, но это с лихвой компенсируется их жизненным опытом и моральной выносливостью. Женщины — это просто таки образчик выносливости и долготерпения, но им важно участие в их судьбе сильного пола, а главное — рациональное руководство.

В ситуациях авиакатастрофы, когда погиб экипаж самолета, важно, чтобы из среды растерявшихся пассажиров выделился лидер. Он должен внушать доверие всем своим видом и поведением, отдавать приказы без нотки сомнения в голосе, пусть даже не знает, что делать в следующую минуту. Анархия много хуже самого недальновидного командирского единоначалия. С самовыдвижением на руководящую должность в экстремальных условиях аварии проблем обычно не возникает. Растерянные люди будут только рады, что кто то возьмет ответственность за их жизни на себя. Чтобы избежать возможных ошибок, командир должен опираться на советы наиболее опытных из спасшихся людей.

Действия при пожаре в самолете.

Следующим по степени опасности видом авиакатастрофы следует признать пожар. Облегченные по понятным причинам топливные баки и десятки тонн заключенной в них горючки мало способствуют противопожарной безопасности. Недаром каждая пятая авиационная авария сопровождается последующим пожаром. И именно поэтому так важно выполнять летные инструкции, категорически запрещающие провоз в самолетах легковоспламеняющихся горючих и взрывчатых веществ. Воздушные противопожарные нормативы более жесткие, чем наземные. Оно и понятно — в салоне горящего на высоте 10 тысяч метров самолета стоп кран не дернешь и в окно не выпрыгнешь. Кроме того, дополнительным провокатором возгорании здесь служит вызванное высотой разрежение атмосферы, значительно усиливающее испарение летучих жидкостей.

При пожаре в самолете надо быстро избавиться от горючей и плавящейся под воздействием огня синтетической одежды. Например, женщинам от колготок. А вот верхнюю одежду из плохо горящих естественных материалов, наоборот, надеть, чтобы защититься от жара пламени. С той же целью и для защиты ног от возможных осколков надеть обувь. Обязательно — негорючие головные уборы. Если есть — набросить сверху плед или одеяло. Не возбраняются попытки тушения пожара с помощью бортовых противопожарных средств (о местоположении которых лучше узнать заранее).

Следует защитить дыхательные пути от дыма смоченными в воде, молоке, соке, моче тряпками. При сильной задымленности передвигаться лучше на четвереньках у самого пола. Если проход блокирован, ползите поверх опущенных спинок самолетных кресел. Нельзя открывать запасные люки, если за ними виден дым и огонь. И еще, по ходу всех этих действий нельзя забывать, что все складывается не так уж плохо. Что, если верить статистике, из ста человек, ставших жертвами вторичного, вспыхнувшего после вынужденного приземления, пожара, семьдесят, несмотря ни на что, выживают. Неплохие шансы? Ну и значит, все будет хорошо!

По материалам книги «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях».
Андрей Ильичев.

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ДЕКОМПРЕССИИ
ДЕКОМПРЕССИЯ - это разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике.
. В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску.
. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это Ваш ребенок: если Вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, вы оба окажетесь без кислорода.
. Сразу же после надевания маски пристигните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

КАК ДЕЙСТОВАТЬ ПРИ «ЖЕСТКОЙ» ПОСАДКЕ И ПОСЛЕ НЕЕ
. Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности.Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер.
. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов.
. Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д.
. Наклонитесь в кресле вперед, обхватите голову обеими руками.
. Быстро снимите с себя все острые предметы, ювелирные украшения, часы, прижмите к себе детей.
. Выполняйте все указания командира корабля и экипажа.
. Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло.
. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику, пресекайте любым способом возникновение паники в са-лоне и нарушение центровки самолета.
. При возможности приготовьте средство защиты дыхатель-ных путей (на случай возникновения пожара или задымле-ния). Для этого смочите любой негорючей жидкостью плот-ную ткань и сложите ее в несколько слоев.
. После прекращения движения самолета немедленно, со-блюдая очередность, покидайте его, используя аварийные люки (правила пользования изображены на них) и надувные трапы.
. Помогая раненым и детям, удалитесь от самолета как мож-но дальше и ложитесь на землю, прикрыв голову руками, чтобы не пострадать от осколков при взрыве горючего.
. Окажите первую помощь раненым.
. В безлюдной местности с помощью других пассажиров соо-рудите из подручных материалов навесы для детей и ране-ных.
. Отыщите источник воды и отправьте несколько человек за помощью.
. Ждите спасателей около места аварии, так как его легче отыскать, чем отдельного человека.
Смотрите далее.

Брифинг для бортпроводников

СБ информирует всех бортпроводников о сложившейся ситуации.

В случае, если имеется достаточно времени, то брифинг может быть проведен в передней части самолета.

Для проведения подготовки пассажирской кабины к аварийной посадке необходимо

полное освещение.

Информация для пассажиров

Командир корабля информирует пассажиров о ситуации, возникшей на борту. Если это поручается СБ, он может использовать установленные тексты информаций для пассажиров.

Подготовка рабочих зон.

Убрать все незакрепленные предметы, включая газеты и журналы (сложить в пакет).

Закрыть и запереть туалеты, убрать видеомониторы, снять детские люльки.

Закрепить оборудование кухонь (емкости, тележки, и т.д.).

Отключить все электрооборудование, вытащить предохранители.

Запереть все отсеки и гардеробы.

Открыть и закрепить шторы, сорвать их, если возможно.

Освободить пути эвакуации от любых предметов (ручная кладь и т.д.).

Двери и трапы

Селекторы дверей должны находиться в положении “ARMED”

Пассажиры-помощники

При выборе пассажиров-помощников отдается предпочтение членам экипажей любых авиакомпаний, которые следуют пассажирами, а также другим работникам авиакомпаний.

Пассажиры-помощники должны сидеть на местах у аварийных выходов, на свободных местах бортпроводников, а также рядом с пассажирами, которым необходима дополнительная помощь (инвалиды, несопровождаемые дети).

Пересаживая пассажиров-помощников, необходимо убедить других пассажиров уступить им свои места.

Информация по подготовке пассажиров

СБ зачитывает по пунктам инструкции этапы подготовки к аварийной посадке согласно тексту аварийных информаций. Если времени для подготовки мало, то СБ выбирает только те пункты, выполнение которых необходимо в данной конкретной аварийной ситуации.

Бортпроводники выполняют сами и проверяют выполнение пассажирами указаний СБ, последовательно передавая сигнал о выполнении каждого этапа подготовки:

Поставить спинки кресел в вертикальное положение, убрать откидные столики,

подножки и индивидуальные видеомониторы, чтобы: освободить пути эвакуации,

принять позу безопасности, избежать травм при посадке.

Снять галстуки, расстегнуть воротники во избежание затруднения дыхания.

Верхняя одежда. Надеть в соответствии с внешними условиями.

Колющие и режущие предметы, очки, зубные протезы необходимо снять и поместить в ручную кладь. Если времени мало, то эти предметы можно поместить между сидений кресел. Размещение этих предметов в карманах впередистоящих кресел запрещено.

Ручная кладь должна быть размещена под сидениями впередистоящих кресел.

Легкие предметы размещаются на багажных полках (в виде исключения, могут быть

использованы туалетные комнаты). В случае проведения эвакуации ручная кладь

должна быть оставлена на борту самолета. Снять обувь, поместить ее на полку или под впередистоящее кресло, чтобы не повредить надувные трапы и плоты.

Продемонстрировать аварийные выходы.

Аварийное освещение.

Бортпроводники должны продемонстрировать световую дорожку (если имеется) и

световые табло выходов.

Аварийная посадка.

Необходимо объяснить использование трапов и выходов на крыло.

Посадка на воду.

Перед посадкой на воду должны быть надеты спасательные жилеты. Жилеты надувают: непосредственно перед покиданием самолета через дверь или после покидания самолета через аварийный люк (преждевременно надутый жилет помешает принятию безопасной позы, эвакуации и может быть поврежден при эвакуации).

Спасательные жилеты для маленьких детей должны быть надуты сопровождающим лицом сразу после остановки самолета. Детская спасательная люлька надувается перед покиданием самолета.

Безопасная поза .

Пассажирам нужно объяснить смысл команды «SAFETY POSITION» и что она может прозвучать незадолго до посадки. Необходимо продемонстрировать пассажирам безопасную позу: в то время, когда СБ объясняет, как принять безопасную позу, бортпроводники, сидя на спинке кресла первого ряда в своей зоне, демонстрируют ее. В салонах первого и бизнес классов безопасная поза демонстрируется бортпроводниками стоя в проходах. Безопасную позу для младенца индивидуально объясняют сопровождающему лицу.

Предупредить пассажиров, что при посадке следует ожидать нескольких сильных

толчков, и им следует оставаться на своих местах с застегнутыми ремнями безопасности до остановки самолета.

Объяснить начало эвакуации: по команде бортпроводников нужно отстегнуть ремни и

быстрее бежать к ближайшему выходу.

Привязной ремень .

После демонстрации привязного ремня и тренировки его использования,

потребовать, чтобы пассажиры туго застегнули свои привязные ремни на уровне бедер

(Преждевременно застегнутый ремень затруднит подготовку пассажира).

Инструкция по безопасности для пассажиров.

Пассажиры-помощники.

В инструктаж пассажира-помощника входит: открытие выходов; помощь внизу у трапа; оказание помощи на крыле самолета и на земле; оказание помощи пассажирам – инвалидам; сбор пассажиров на безопасном расстоянии; помощь пассажирам, которые в этом нуждаются (престарелые, больные, дети).

Последняя проверка готовности

Бортпроводники должны окончательно убедиться, что салоны и кухни полностью готовы к аварийной посадке.

Форменная одежда

Надеть полный комплект форменной одежды, для того чтобы выделить себя, как члена экипажа. Снять металлические эмблемы и именные значки. Обувь бортпроводники снимают в момент информирования пассажиров при проведении подготовки, либо в момент последней проверки готовности.

Освещение пассажирской кабины

По окончании подготовки освещение салонов должно соответствовать наружным

условиям в момент посадки.

Съемное аварийное оборудование

Убедиться, что аварийно-спасательное оборудование доступно. Все оборудование находится на местах крепления до момента, когда оно понадобится после посадки.

Окончание подготовки

Бортпроводники должны доложить СБ, СБ – командиру корабля.

Место бортпроводника

Занять свое место и провести 30-ти секундный настрой.

Проведение эвакуации

Не всегда за проведением подготовки к аварийной посадке следует эвакуация.

Если в проведении эвакуации возникнет необходимость, то бортпроводники должны

начать ее после команды «PASSENGER EVACUATION» в соответствии с «Инструкцией

по проведению эвакуации»

А. После тщательного инструктажа пассажиров и если того требуют условия, необходимо снять крышки с люков аварийных выходов и сложить их на кухне или в уборных. При вынужденной посадке на воду не следует открывать выходов, которые могут оказаться ниже уровня воды после посадки самолета.

Б. В случае пожара на самолете аварийные выходы могут быть открыты только в строго указанное время.

B. Необходимость освобождения кабины от дыма в некоторых случаях определяет, какие выходы следует открывать.

Г. При невозможности открыть аварийный выход следует выбить окно аварийным топором.

Действия экипажа перед выходом из самолета

Если в кабине темно, то перед приземлением следует зажечь аварийное освещение.

Как только самолет остановится, нужно открыть соответствующие выходы и начинать эвакуацию пассажиров из самолета.

Радиопередатчик

Вследствие того, что при вынужденной посадке задняя часть самолета страдает от повреждений в меньшей степени, чем передняя, именно в хвостовой части самолета помещается аварийный радиопередатчик "Джибсон Гёрл" или другая портативная радиостанция, которая может быть использована людьми, не имеющими какой-либо радиоподготовки.

Если самолетная радиостанция не была повреждена при посадке, то можно воспользоваться ею для установления связи.







2024 © fealta.ru.