Способ разделения смесей с помощью делительной воронки. Способы разделения неоднородных смесей


Каждый компонент смеси сохраняет набор своих характеристик, поэтому разные вещества можно выделить из смеси.

Отстаивание – это способ, основанный на различной плотности веществ.

Например, смесь растительного масла и воды можно разделить на масло и воду, дав смеси просто отстояться.

Фильтрование – это способ, основанный на различной способности фильтра пропускать вещества, из которых состоит смесь. Например, с помощь фильтра можно отделить твердые примеси от жидкости.

Выпаривание– это выделение нелетучих твердых веществ из раствора в летучем растворителе – в частности в воде. Например, чтобы выделить соль, растворенную в воде, надо просто выпарить воду. Вода испарится, а соль останется.

Приготовление растворов.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

А14. Качественные реакции, индикаторы, газы.

А14. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).

1) Таблица изменения окраски индикаторов в различных средах:

2) Качественные реакции на ионы в растворе.

На катионы:

Катион Реактив Наблюдаемая реакция
Li + пламя
Na + пламя Желтое окрашивание
К + пламя Фиолетовое окрашивание
Са 2+ пламя Кирпично-красное окрашивание
Sr 2+ пламя Карминово-красное окрашивание
Ва 2+ пламя SО 4 2- Желто-зеленое окрашивание Выпадение белого осадка, не раствори­мого в кислотах: Ва 2+ + SО 4 2- → BaSО 4
Сu 2+ ОН - Выпадение осадка синего цвета: Сu 2+ + 2ОН - → Сu(ОН) 2
РЬ 2+ S 2- Выпадение черного осадка: Pb 2+ + S 2- → PbS
Аg+ Cl - Выпадение белого осадка; не раствори­мого в HNO 3 , но растворимого в конц. NH 3 Н 2 О: Аg + +Cl - →AgCl
Fe 2+ 1) ОН - 2) гексациано-феррат (III) калия (красная кровяная соль), K 3 1) Выпадение светло-зелёного осадка: Fe 2+ + 2ОН - → Fe (ОН) 2 2) Выпадение синего осадка: К + + Fe 2+ + 3- → KFe 4
Fe 3+ 1) ОН - 2) гексацианоферрат (II) калия (желтая кровяная соль) K 4 3) роданид-ион SCN - 1) Выпадение бурого осадка: Fe 3+ + 3ОН - → Fe (ОН) 3 2) Выпадение синего осадка: К + + Fe 3+ + 4- → KFe 3) Появление ярко-красного окрашивания за счет образования комплексных ионов Fe(SCN) 2+ , Fe(SCN) + 2
Al 3+ щелочь (амфотерные свойства гидроксида) Выпадение осадка гидроксида алюминия при приливании первых порций щелочи и его растворение при дальнейшем приливании
NH 4 + щелочь, нагревание Запах аммиака: NH 4 + + ОН - → NH 3 + Н 2 О
Н + (кислая среда) индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый красное окрашивание красное окрашивание

На анионы:

Анион Реактив Наблюдаемая реакция
SО 4 2- Ва 2+ Выпадение белого осадка, нерастворимого в кислотах: Ва 2+ + SО 4 2- BaSО 4
NО 3 - Добавить конц. H 2 SO 4 и Си, нагреть Образование голубого раствора, содержащего ионы Сu 2+ , выделение газа бурого цвета (NO 2)
РО 4 3- ионы Ag + Выпадение светло-желтого осадка в нейтральной среде: ЗАg+ + РО 4 3- Аg 3 РО 4
S 2- ионы РЬ 2+ Выпадение черного осадка: Pb 2+ + S 2- PbS
СО 3 2- ионы Са 2+ Выпадение белого осадка, растворимого в кислотах: Са 2+ + СО 3 2- = СаСОз
CO 2 известковая вода Са(ОН) 2 Са(ОН) 2 + СО 2 СаСО 3 + Н 2 О, СаСО 3 + СО 2 + Н 2 О Са(НСО 3) 2 Выпадение белого осадка и его растворение при пропускании СО 2
SO 3 2- ионы Н + Появление характерного запаха SО 2: 2Н + + SO 3 2- Н 2 О + SО 2
F - ионы Са 2+ Выпадение белого осадка: Са 2+ + 2F - CaF 2
Cl - ионы Аg + Выпадение белого осадка, не растворимо­го в HNО 3 , но растворимого в конц. NH 3 Н 2 О: Аg + +CI - AgCl AgCI + 2(NH 3 Н 2 О) + + CI - +2Н 2 О
Br - ионы Аg + Выпадение светло-желтого осадка, не растворимого в HNО 3: Ag + + Br - = AgBr осадок темнеет на свету
I - ионы Аg + Выпадение желтого осадка, не раствори­мого в HNO 3 и NH 3 конц.: Аg + + I - АgI осадок темнеет на свету
ОН - (щелочная среда) индикаторы: лакмус фенолфталеин синее окрашивание малиновое окрашивание

3) Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).

Газ (краткая характеристика) Получение (уравнения реакций) Собирание Распознавание
Водород (Н 2) – самый легкий, бесцветный, не имеет запаха. Вытеснением водорода металлами из растворов кислот: Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2 . В перевернутую вверх дном пробирку. При поднесении к пламени раздается «хлопок» или «лающий» звук.
Кислород (О 2) без запаха и цвета, тяжелее воздуха, мало растворим в воде. 1.Разложением перманганата калия: 2KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + О 2 2.Разложением пероксида водорода (катализатор MnO 2): 2H 2 O 2 = 2Н 2 О + О 2 1.Вытеснением воздуха. 2.Вытеснением воды. Вспыхивание тлеющей лучинки, внесенной в сосуд с кислородом.
Углекислый газ – оксид углерода (IV) – СО 2 . Бесцветный, не имеет запаха, не поддерживает горение, тяжелее воздуха. Растворим в воде. 1.В промышленности: CaCO 3 = СаО + СО 2 2.В лаборатории: CaCO 3 + 2HCl = CaCl 2 + H 2 O + CO 2

Знаете ли вы, какие существуют способы разделения смесей? Не спешите с отрицательным ответом. Многие из них вы применяете в своей повседневной деятельности.

Чистое вещество: что это такое

Атомы, молекулы, вещества и смеси - это основные химические понятия. Что они обозначают? В таблице Д. И. Менделеева 118 химических элементов. Это различные типы элементарных частиц - атомов. Они отличаются между собой массой.

Соединяясь между собой, атомы образуют молекулы, или вещества. Последние, соединяясь между собой, образуют смеси. Чистые вещества имеют постоянный состав и свойства. Это однородные структуры. Но их можно разделить на составляющие посредством химических реакций.

Ученые утверждают, что чистых веществ в природе практически не существует. Незначительное количество примесей есть в каждом из них. Это происходит потому, что большинство веществ отличаются активностью. Даже металлы, погруженные в воду, растворяются в ней на уровне ионов.

Состав чистых веществ всегда постоянный. Изменить его просто невозможно. Так, если в молекуле углекислого газа увеличить количество углерода или кислорода, это будет уже совсем другое вещество. А в смеси можно увеличить или уменьшить количество компонентов. Это изменит ее состав, но не факт существования.

Что такое смесь

Совокупность нескольких веществ называют смесью. Они могут быть двух видов. Если отдельные компоненты в смеси неразличимы, ее называют однородной, или гомогенной. Есть еще одно название, которое чаще всего применяется в быту - раствор. Компоненты такой смеси нельзя разделить физическими методами. К примеру, из соляного раствора не получится механически извлечь кристаллы, которые в нем растворены. В природе встречаются не только жидкие растворы. Так, воздух - это газообразная однородная смесь, а сплав металлов - твердая.

В неоднородных, или гетерогенных смесях отдельные частицы различимы невооруженным глазом. Они отличаются друг от друга составом и свойствами. Это значит, что отделить их друг от друга можно чисто механически. С такой задачей прекрасно справилась Золушка, которую злая мачеха заставила отделить фасоль от гороха.

Химия: способы разделения смесей

В быту и природе встречается огромное количество смесей. Как правильно подобрать способ их разделения? Он обязательно должен быть основан на физических свойствах отдельных компонентов. Если вещества имеют разную температуру кипения, то эффективными будут выпаривание с последующей кристаллизацией, а также дистилляция. Такие способы применяют для разделения гомогенных растворов. Для разделения неоднородных смесей используют различие в других свойства их составляющих: плотности, смачиваемости, растворимости, размерах, магнитности и т. д.

Физические способы разделения смесей

При отделении компонентов смеси состав самих веществ не изменяется. Поэтому нельзя назвать способы разделения смесей химическим процессом. Так, путем отстаивания, фильтрования и воздействия магнитом можно разделить отдельные компоненты механически. В лаборатории при этом используются различные приборы: делительная воронка, фильтровальная бумага, магнитные полосы. Это способы разделения неоднородных смесей.

Просеивание

Этот способ является, пожалуй, самым простым. С ним знакома каждая домохозяйка. Основан он на различии в размерах твердых компонентов смеси. Просеивание применяется в быту при отделении муки от примесей, личинок насекомых и различных загрязнений. В сельскохозяйственном производстве таким образом очищают зерна злаков от постороннего мусора. Строители просеивают смесь песка и гравия.

Отстаивание

Этот способ разделения смесей применяется для компонентов с различной плотностью. Если песок попал в воду, полученный раствор нужно хорошо перемешать и оставить на некоторое время. То же можно сделать со смесью воды и растительного масла или нефти. Песок осядет на дно. А вот масло, наоборот, будет собираться сверху. Такой способ наблюдается в быту и природе. К примеру, из дыма оседает сажа, из тумана - отдельные капли росы. А если оставить домашнее молоко на ночь, то к утру можно будет собрать сливки.

Фильтрование

Любители заварного чая применяют этот метод ежедневно. Речь идет о фильтровании - способе разделения смесей, основанном на различной растворимости компонентов. Представьте, что в воду попали железные опилки и соль. Крупные нерастворимые частицы останутся на фильтре. А растворенная соль пройдет сквозь него. Принцип этого метода лежит в основе работы пылесосов, действия респираторных масок и марлевых повязок.

Действие магнитом

Предложите способ разделения смесей порошков серы и железа. Естественно, это действие магнитом. Все ли металлы способны к этому? Вовсе нет. По степени восприимчивости различают три группы веществ. К примеру, золото, медь и цинк не прикрепятся к магниту. Они входят в группу диамагнетиков. Слабым восприятием отличаются магний, платина и алюминий. А вот если в состав смеси входят ферромагнетики, то этот метод будет самым эффективным. К ним относятся, например, железо, кобальт, никель, тербий, гольмий, тулий.

Выпаривание

Какой способ разделения смесей подойдет для водного однородного раствора? Это выпаривание. Если у вас есть только соленая вода, а нужна чистая - не стоит сразу расстраиваться. Нужно нагреть смесь до температуры кипения. В результате вода испарится. А на дне посуды будут видны кристаллы растворенного вещества. Чтобы собрать воду, ее необходимо конденсировать - перевести из газообразного состояния в жидкое. Для этого пары охлаждаются, касаясь поверхности с меньшей температурой, и стекают в приготовленную тару.

Кристаллизация

В науке данный термин рассматривается в более широком значении. Это не просто метод получения чистых веществ. По своей природе кристаллами являются айсберги, минералы, кости и зубная эмаль.

Их рост происходит при наличии одинаковых условий. Кристаллы формируются в результате охлаждения жидкостей или перенасыщения пара, а в дальнейшем температура уже не должна меняться. Таким образом, сначала достигаются некоторые предельные условия. В результате возникает центр кристаллизации, вокруг которого собираются атомы жидкости, расплава, газа или стекла.

Дистилляция

Наверняка вы слышали о воде, которую называют дистиллированной. Эта очищенная жидкость необходима для изготовления лекарственных средств, лабораторных исследований, систем охлаждения. А получают ее в специальных приборах. Они называются дистилляторами.

Дистилляция - это способ разделения смесей веществ с разной температурой кипения. В переводе с латинского языка термин означает "стекание каплями". С помощью этого метода, к примеру, можно выделить спирт и воду из раствора. Первое вещество начнет закипать при температуре +78 о С. Пары спирта в дальнейшем конденсируются. Вода же останется в жидком виде.

Подобным способом из нефти получают продукты ее переработки: бензин, керосин, газойль. Этот процесс не является химической реакцией. Нефть разделяется на отдельные фракции, каждая из которых имеет свою температуру кипения. Происходит это в несколько этапов. Сначала осуществляется первичная сепарация нефти. Ее очищают от попутного газа, механических примесей и водяных паров. На следующем этапе полученный продукт помещают в ректификационные колонны и начинают нагревать. Это и есть атмосферная перегонка нефти. При температуре менее 62 градусов улетучиваются остатки попутного газа. Нагревая смесь до 180 градусов, получают бензиновые фракции, до 240 - керосин, до 350 - дизельное топливо. Остатком термической переработки нефти является мазут, который используют в качестве смазочного материала.

Хроматография

Этот метод получил название по фамилии ученого, который впервые использовал его. Звали его Михаил Семенович Цвет. Первоначально метод применяли для разделения пигментов растений. А дословно хроматография переводится с греческого языка как "пишу цветом". Опустим фильтровальную бумагу в смесь воды и чернил. Первая сразу начнет впитываться. Это обусловлено разной степенью адсорбирующих свойств. При этом также учитывается диффузия и степень растворимости.

Адсорбция

Некоторые вещества обладают способностью притягивать молекулы другого вида. К примеру, мы принимаем активированный уголь при отравлении, чтобы избавиться от токсинов. Для этого процесса необходима поверхность раздела, которая находится между двумя фазами.

Этот способ применяют в химической промышленности при выделении бензола из газообразных смесей, очистки жидких продуктов переработки нефти, их очистки от примесей.

Итак, в нашей статье мы рассмотрели основные способы разделения смесей. Человек использует их как в быту, так и в промышленных масштабах. Выбор способа зависит от вида смеси. Важным фактором являются особенности физических свойств ее компонентов. Для разделения растворов, в которых отдельные части визуально неразличимы, используют методы выпаривания, кристаллизации, хроматографию и дистилляцию. Если отдельные компоненты можно определить, такие смеси называют неоднородными. Для их разделения применяют способы отстаивания, фильтрования и действия магнитом.

Способы разделения смесей

Большинство веществ на нашей планете находятся не в чистом виде, а в соединениях и смесях, вместе с другими веществами.

Так, в состав гранита входят три вещества, заметные невооруженным глазом.

А вот молоко кажется нам однородным до тех пор, пока не прокиснет. Кислое

молоко разделяется на прозрачную сыворотку и белый плотный осадок – белок

казеин. Человек давно использует эти вещества , входящие в молоко, выделяя их

из смеси. Из нерастворимого белка – казеина готовят творог, а растворимые

сывороточные белки используют для лечебного питания.

Какими же способами можноразделить смеси?

1. Если вещество нерастворимо в воде, например крупы (рис, гречка, манка и др.), речной песок, мел, глина, то можно воспользоваться методом фильтрования.

Фильтрование- процеживание жидкостей (газов) через фильтр с целью их очистки от твердых примесей.

1. Складываем фильтр. Помещаем его в воронку, слегка смочив водой.

2. Вставляем воронку с фильтром в колбу.

3. Пропускаемсмесь нерастворенного вещества и воды через фильтр.

Вывод. Очищенная фильтрованием вода свободно прошла через фильтр; на фильтре осталось нерастворимое в воде вещество.

2. Если твердое вещество растворимо в воде (поваренная соль, сахар, лимонная кислота), то для разделения смеси можно применить метод выпаривания.

Выпаривание- выделение растворенных в жидкости твердых веществ способом ее превращения в пар.

В стакане с водой соль не исчезла, хотя стала невидимой – раствор прозрачен. Выпаривание позволило выделить из смеси веществ (воды и соли) растворенное в воде вещество. На стекле видны кристаллы поваренной соли. При этом подтверждается вывод о том, что каждое вещество (и вода, и соль) смеси сохраняет свои свойства .

Вывод. Из раствора можно выделить растворимые вещества.

3 .Для разделения жидкостей растворимых друг в друге, получения чистой (без примесей) воды используют метод дистилляции

(или перегонки)

Дистилляция- перегонка, разделение содержащихся в жидких смесях веществ по температурам кипения с последующим охлаждением пара.

В природе вода в чистом виде (без солей) не встречается. Океаническая, морская, речная, колодезная и родниковая вода – это разновидности растворов солей в воде. Однако часто людям необходима чистая вода, не содержащая солей (используется в двигателях автомобилей; в химическом производстве для получения различных растворов и веществ; при изготовлении фотографий). Такую воду называют дистиллированной, а способ ее получения – дистилляцией.

Нагреем над пламенем спиртовки водопроводную воду в пробирке, закрытой пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустим в чистую сухую пробирку, помещенную в стакан со льдом. На дне и стенках пробирки, находящейся в стакане со льдом, появятся капли дистиллированной (очищенной от солей и примесей) воды.

Задание

1. Загляни в пустой чайник, в котором кипятят воду. Есть ли на стенках и дне белый налет (накипь) веществ, которые были растворены в воде?

2. С крышки чайника, в котором вскипятили воду, стекают капельки воды. В какой воде – на крышке или в самом чайнике – содержится больше солей? Поясни ответ.

3. Как называется процесс, показанный на рисунке?

4. Если в смеси содержится железо, то для его выделения можно воспользоваться магнитом, т.к. железо и его сплавы притягиваются магнитом.

5. Чтобы разделить две несмешивающиеся жидкости (нефть и вода, подсолнечное масло и вода), нужно воспользоваться делительной воронкой.

Жидкость с большей плотностью сольется в стакан, а в делительной воронке останется более легкая жидкость.

Материал урока содержит сведения о различных способах разделения смесей и очистки веществ. Вы научитесь использовать знания о различиях свойств компонентов смеси для выбора оптимального метода разделения данной смеси.

Тема: Первоначальные химические представления

Урок: Методы разделения смесей и очистки веществ

Определим различие между «методами разделения смесей» и «методами очистки веществ». В первом случае важно получить в чистом виде все составляющие смесь компоненты. При очистке вещества получением в чистом виде примесей, как правило, пренебрегают.

ОТСТАИВАНИЕ

Как разделить смесь, состоящую из песка и глины? Это одна из стадий в керамическом производстве (например, в производстве кирпичей). Для разделения такой смеси используют метод отстаивание. Смесь помещают в воду и перемешивают. Глина и песок с разной скоростью оседают в воде. Поэтому песок осядет значительно быстрее глины (Рис.1).

Рис. 1. Разделение смеси глины и песка методом отстаивания

Метод отстаивания используют также для разделения смесей нерастворимых в воде твердых веществ с разной плотностью. Например, так можно разделить смесь железных и древесных опилок (древесные опилки в воде всплывут, а железные осядут).

Смесь растительного масла и воды тоже можно разделить методом отстаивания, т.к масло не растворяется в воде и имеет меньшую плотность (Рис. 2). Таким образом, отстаиванием можно разделять смеси нерастворимых друг в друге жидкостей с различной плотностью.

Рис. 2. Разделение смеси растительного масла и воды методом отстаивания

Для разделения смеси поваренной соли и речного песка можно воспользоваться методом отстаивания (при смешении с водой соль растворится, песок осядет), но надежнее будет отделить песок от раствора соли другим методом – методом фильтрования.

Фильтрование данной смеси можно провести с помощью бумажного фильтра и воронки, опущенной в стакан. Крупинки песка остаются на фильтровальной бумаге, а прозрачный раствор поваренной соли проходит через фильтр. В данном случае речной песок – это осадок, а раствор соли – фильтрат (Рис. 3).

Рис. 3. Использование метода фильтрования для отделения речного песка от раствора соли

Фильтрование можно проводить не только с помощью фильтровальной бумаги, но и с использованием других пористых или сыпучих материалов. Например, к сыпучим материалам относится кварцевый песок, а к пористым – стекловата и обожженная глина.

Некоторые смеси можно разделить с помощью метода «горячее фильтрование». Например, смесь порошков серы и железа. Железо плавится при температуре более 1500 С, а сера – около 120 С. Расплавленную серу можно отделить от порошка железа с помощью подогреваемой стекловаты.

Выделить соль из фильтрата можно с помощью выпаривания, т.е. нагреть смесь и вода испарится, а соль останется на фарфоровой чашке. Иногда применяют упаривание, частичное испарение воды. В результате образуется более концентрированный раствор, при охлаждении которого растворенное вещество выделяется в виде кристаллов.

Если в смеси присутствует вещество, способное к намагничиванию, то его легко выделить в чистом виде с помощью магнита. Например, так можно разделить смесь порошков серы и железа.

Эту же смесь можно разделить еще одним методом, используя знание о смачиваемости компонентов смеси водой. Железо смачивается водой, т.е. вода растекается по поверхности железа. Сера же водой не смачивается. Если поместить в воду кусок серы, то он утонет, т.к. плотность серы больше плотности воды. А вот порошок серы всплывет, т.к. к несмачивающимся водой крупинкам серы прилипают пузырьки воздуха и выталкивают их на поверхность. Для разделения смеси нужно поместить ее в воду. Порошок серы всплывет, а железо утонет (Рис. 4).

Рис. 4. Разделение смеси порошков серы и железа методом флотации

Метод разделения смесей, основанный на различии смачиваемости компонентов, называется флотацией (франц. flotter – плавать). Рассмотрим еще несколько методов разделения и очистки веществ.

Один из древнейших методов разделения смесей – перегонка (или дистилляция). С помощью этого метода можно разделять компоненты, растворимые друг в друге, имеющие разные температуры кипения. Именно таким способом получают дистиллированную воду. Воду с примесями кипятят в одном сосуде. Образующиеся водяные пары конденсируются при охлаждении в другом сосуде в виде уже дистиллированной (чистой) воды.

Рис. 5. Получение дистиллированной воды

Близкие по свойствам компоненты можно разделить с помощью метода хроматографии. Этот способ основан на различном поглощении разделяемых веществ поверхностью другого вещества.

Например, красные чернила можно разделить на компоненты (воду и красящее вещество) посредством хроматографии.

Рис. 6. Разделение красных чернил методом бумажной хроматографии

В химических лабораториях хроматографию осуществляют с помощью специальных приборов – хроматографов, основные части которого – хроматографическая колонка и детектор.

Для очистки некоторых веществ в химии широко используется адсорбция. Это накопление одного вещества на поверхности другого вещества. К адсорбентам относится, например, активированный уголь.

Попробуйте опустить таблетку активированного угля в сосуд с подкрашенной водой, перемешайте, отфильтруйте и увидите, что фильтрат стал бесцветным. Атомы угля притягивают к себе молекулы, в данном случае, красителя.

В настоящее время адсорбция широко применяется для очистки воды и воздуха. Например, фильтры для очистки воды содержат в качестве адсорбента активированный уголь.

1. Сборник задач и упражнений по химии: 8-й класс: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия, 8 класс» / П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Ф.Ф. Гегеле. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

2. Ушакова О.В. Рабочая тетрадь по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. (с.10-11)

3. Химия: 8-й класс: учеб. для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005.(§4)

4. Химия: неорг. химия: учеб. для 8 кл. общеобр. учреждений / Г.Е. Рудзитис, ФюГю Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009. (§2)

5. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред.В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003.

Дополнительные веб-ресурсы

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ().

2. Электронная версия журнала «Химия и жизнь» ().

Домашнее задание

Из учебника П.А. Оржековского и др. «Химия, 8 класс» с. 33 №№ 2,4,6,Т.

Каталог заданий.
Задания 1. Чистые вещества и смеси

Версия для печати и копирования в MS Word

1) муки от по-пав-ших в неё же-лез-ных опи-лок;

2) воды от рас-творённых в ней не-ор-га-ни-че-ских солей?

Спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

Какие из на-зван-ных спо-со-бов раз-де-ле-ния сме-сей можно при-ме-нить для очи-ще-ния:

1) по-ва-рен-ной соли от по-пав-ших в неё же-лез-ных опи-лок;

2) воды от мел-ких ча-стиц кар-бо-на-та каль-ция?

За-пи-ши-те в таб-ли-цу номер ри-сун-ка и на-зва-ние со-от-вет-ству-ю-ще-го спо-со-ба раз-де-ле-ния смеси.

Из курса химии Вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

Какие из на-зван-ных спо-со-бов раз-де-ле-ния сме-сей можно при-ме-нить для очи-ще-ния:

1) эта-но-ла и воды;

2) воды и песка?

За-пи-ши-те в таб-ли-цу номер ри-сун-ка и на-зва-ние со-от-вет-ству-ю-ще-го спо-со-ба раз-де-ле-ния смеси.

Из курса химии Вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

Какие из на-зван-ных спо-со-бов раз-де-ле-ния сме-сей можно при-ме-нить для очи-ще-ния:

1) воды и хло-ри-да калия;

2) ме-та-но-ла и ку-соч-ков серы?

За-пи-ши-те в таб-ли-цу номер ри-сун-ка и на-зва-ние со-от-вет-ству-ю-ще-го спо-со-ба раз-де-ле-ния смеси.

Из курса химии Вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

Какие из на-зван-ных спо-со-бов раз-де-ле-ния сме-сей можно при-ме-нить для очи-ще-ния:

1) смеси же-лез-но-го и алю-ми-ни-е-во-го по-рош-ка;

2) воды и нефти?

За-пи-ши-те в таб-ли-цу номер ри-сун-ка и на-зва-ние со-от-вет-ству-ю-ще-го спо-со-ба раз-де-ле-ния смеси.

Из курса химии Вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

Какие из на-зван-ных спо-со-бов раз-де-ле-ния сме-сей можно при-ме-нить для очи-ще-ния:

1) смеси по-рош-ка ок-си-да крем-ния и ме-тал-ли-че-ско-го ко-баль-та;

2) аце-то-на и изо-про-пи-ла

За-пи-ши-те в таб-ли-цу номер ри-сун-ка и на-зва-ние со-от-вет-ству-ю-ще-го спо-со-ба раз-де-ле-ния смеси.

Из курса химии Вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

Какие из на-зван-ных спо-со-бов раз-де-ле-ния сме-сей можно при-ме-нить для очи-ще-ния:

1) смеси суль-фа-та бария и воды;

2) воды и про-па-но-ла?

За-пи-ши-те в таб-ли-цу номер ри-сун-ка и на-зва-ние со-от-вет-ству-ю-ще-го спо-со-ба раз-де-ле-ния смеси.

Из курса химии Вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

Какие из на-зван-ных спо-со-бов раз-де-ле-ния сме-сей можно при-ме-нить для очи-ще-ния:

1) смеси же-лез-но-го и на-три-е-во-го по-рош-ка;

2) аце-то-на и уголь-но-го по-рош-ка?

За-пи-ши-те в таб-ли-цу номер ри-сун-ка и на-зва-ние со-от-вет-ству-ю-ще-го спо-со-ба раз-де-ле-ния смеси.

A Б В Г

Ответ:

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

A Б В Г

Ответ:

Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между ве-ще-ством и об-ла-стью его при-ме-не-ния: к каж-дой по-зи-ции, обо-зна-чен-ной бук-вой, под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию, обо-зна-чен-ную циф-рой.

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

A Б В Г

Ответ:

Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между ве-ще-ством и ис-точ-ни-ком его по-лу-че-ния: к каж-дой по-зи-ции, обо-зна-чен-ной бук-вой, под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию, обо-зна-чен-ную циф-рой.

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

A Б В Г

Ответ:

Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между ве-ще-ством и об-ла-стью его при-ме-не-ния: к каж-дой по-зи-ции, обо-зна-чен-ной бук-вой, под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию, обо-зна-чен-ную циф-рой.

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

A Б В Г

Ответ:

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

A Б В Г

Ответ:

Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между ем-ко-стью и её на-зна-че-ни-ем: к каж-дой по-зи-ции, обо-зна-чен-ной бук-вой, под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию, обо-зна-чен-ную циф-рой.

ЁМКОСТЬ НА-ЗНА-ЧЕ-НИЕ

А) об-рат-ный хо-ло-диль-ник

Б) мер-ный ци-линдр

В) пря-мой хо-ло-диль-ник

Г) фар-фо-ро-вая ступ-ка

4) из-мель-че-ние твер-дых ве-ществ

5) из-ме-ре-ние объ-е-ма рас-тво-ров

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

A Б В Г

Ответ:

Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между ем-ко-стью и её на-зна-че-ни-ем: к каж-дой по-зи-ции, обо-зна-чен-ной бук-вой, под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию, обо-зна-чен-ную циф-рой.

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

A Б В Г

Ответ:

Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между ем-ко-стью и её на-зна-че-ни-ем: к каж-дой по-зи-ции, обо-зна-чен-ной бук-вой, под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию, обо-зна-чен-ную циф-рой.

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

A Б В Г

Ответ:

Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между ем-ко-стью и её на-зна-че-ни-ем: к каж-дой по-зи-ции, обо-зна-чен-ной бук-вой, под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию, обо-зна-чен-ную циф-рой.

ЁМКОСТЬ НА-ЗНА-ЧЕ-НИЕ

А) об-рат-ный хо-ло-диль-ник

Б) мер-ная колба

В) пря-мой хо-ло-диль-ник

Г) хлор-каль-ци-е-вая труб-ка

1) по-сте-пен-ное при-ка-пы-ва-ние рас-тво-ра

2) кон-ден-си-ро-ва-ние паров и воз-врат кон-ден-са-та в ре-ак-ци-он-ный сосуд

3) со-став-ная часть при-бо-ра для пе-ре-гон-ки

4) осу-ше-ния газов

5) при-го-тов-ле-ние рас-тво-ра опре-де-лен-ной кон-цен-тра-ции

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

A Б В Г

Ответ:

Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между ем-ко-стью и её на-зна-че-ни-ем: к каж-дой по-зи-ции, обо-зна-чен-ной бук-вой, под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию, обо-зна-чен-ную циф-рой.

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

A Б В Г

Ответ:

Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между ем-ко-стью и её на-зна-че-ни-ем: к каж-дой по-зи-ции, обо-зна-чен-ной бук-вой, под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию, обо-зна-чен-ную циф-рой.

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

A Б В Г

Ответ:

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

A Б В Г

Ответ:

Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между про-цес-сом и его целью: к каж-дой по-зи-ции, обо-зна-чен-ной бук-вой, под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию, обо-зна-чен-ную циф-рой.

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

A Б В Г

Ответ:

Из курса химии Вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.

1) чу-гун-ные опил-ки от дре-вес-ных опи-лок;

2) воз-дух от рас-пы-лен-ных в по-ме-ще-нии мел-ких ка-пель во-до-эмуль-си-он-ной крас-ки?

Из курса химии Вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.

Каким из спо-со-бов, ко-то-рые по-ка-за-ны на ри-сун-ках, можно раз-де-лить смеси, чтобы очи-стить:

1) раствoр хло-ри-да на-трия от осад-ка гид-рок-си-да же-ле-за(III);

2) ук-сус-ную кис-ло-ту, со-дер-жа-щу-ю-ся в сто-ло-вом ук-су-се, от воды?

На-зо-ви-те спо-соб, ко-то-рый был при-менён в каж-дом из при-ведённых выше при-ме-ров.

От-ве-ты впи-ши-те в сле-ду-ю-щую таб-ли-цу:

Из курса химии Вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.

Каким из спо-со-бов, ко-то-рые по-ка-за-ны на ри-сун-ках, можно раз-де-лить смеси, чтобы очи-стить:

1) рас-твор хло-ри-да на-трия от осад-ка суль-фа-та бария;

2) же-лез-ные струж-ки от дре-вес-ных опи-лок?

На-зо-ви-те спо-соб, ко-то-рый был при-менён в каж-дом из при-ведённых выше при-ме-ров.

От-ве-ты впи-ши-те в сле-ду-ю-щую таб-ли-цу:

Из курса химии Вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.

Каким из спо-со-бов, ко-то-рые по-ка-за-ны на ри-сун-ках, можно раз-де-лить смеси, чтобы очи-стить:

1) ле-кар-ствен-ный тра-вя-ной на-стой от ис-поль-зо-ван-ной для его при-го-тов-ле-ния тра-вя-ной смеси;

2) аце-тон от дру-гих ком-по-нен-тов жид-ко-сти для сня-тия лака?

На-зо-ви-те спо-соб, ко-то-рый был при-менён в каж-дом из при-ведённых выше при-ме-ров.

От-ве-ты впи-ши-те в сле-ду-ю-щую таб-ли-цу:

Из курса химии Вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.

Каким из спо-со-бов, ко-то-рые по-ка-за-ны на ри-сун-ках, можно раз-де-лить смеси, чтобы очи-стить:

1) воду от рас-тво-рен-ных в ней солей;

2) раствoр нит-ра-та на-трия от осад-ка хло-ри-да се-реб-ра?

На-зо-ви-те спо-соб, ко-то-рый был при-менён в каж-дом из при-ведённых выше при-ме-ров.

От-ве-ты впи-ши-те в сле-ду-ю-щую таб-ли-цу:

Из курса химии Вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.

1) тво-рог и тво-рож-ная сы-во-рот-ка;

2) сталь-ные и пласт-мас-со-вые скреп-ки?

На-зо-ви-те спо-соб, ко-то-рый был при-менён в каж-дом из при-ведённых выше при-ме-ров.

От-ве-ты впи-ши-те в сле-ду-ю-щую таб-ли-цу:

Из курса химии Вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.

Каким из спо-со-бов, ко-то-рые по-ка-за-ны на ри-сун-ках, можно раз-де-лить сле-ду-ю-щие смеси:

1) рас-твор суль-фа-та на-трия и оса-док гид-рок-си-да меди(II);

2) же-лез-ные гвоз-ди и реч-ной песок?

На-зо-ви-те спо-соб, ко-то-рый был при-менён в каж-дом из при-ведённых выше при-ме-ров.

От-ве-ты впи-ши-те в сле-ду-ю-щую таб-ли-цу:

1) вы-яв-ле-ния из-ме-не-ний, про-ис-хо-дя-щих с рас-те-ни-я-ми после вне-се-ния удоб-ре-ний;

2) опре-де-ле-ния вре-ме-ни рас-тво-ре-ния са-ха-ра в хо-лод-ной воде.

На-зо-ви-те спо-соб, ко-то-рый был при-менён в каж-дом из при-ведённых выше при-ме-ров.

От-ве-ты впи-ши-те в сле-ду-ю-щую таб-ли-цу:

Из курса химии вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие ме-то-ды по-зна-ния: на-блю-де-ние, экс-пе-ри-мент, из-ме-ре-ние.

На ри-сун-ках 1-3 пред-став-ле-ны си-ту-а-ции, в ко-то-рых при-ме-не-ны ука-зан-ные ме-то-ды по-зна-ния.

Ука-зан-ные ме-то-ды могут быть при-ме-не-ны в по-все-днев-ной жизни с целью:

1) опре-де-ле-ния зна-че-ния тем-пе-ра-ту-ры, при ко-то-рой по-яв-ля-ют-ся пер-вые пу-зырь-ки, сви-де-тель-ству-ю-щие о за-ки-па-нии воды;

2) ис-сле-до-ва-ния вли-я-ния рас-тво-ра ук-су-са на рас-твор пи-тье-вой соды.

На-зо-ви-те спо-соб, ко-то-рый был при-менён в каж-дом из при-ведённых выше при-ме-ров.

От-ве-ты впи-ши-те в сле-ду-ю-щую таб-ли-цу:

При-мер про-цес-са Номер ри-сун-ка Метод по-зна-ния
опре-де-ле-ние зна-че-ния тем-пе-ра-ту-ры, при ко-то-рой по-яв-ля-ют-ся пер-вые пу-зырь-ки, сви-де-тель-ству-ю-щие о за-ки-па-нии воды
Га-ше-ние рас-тво-ра пи-тье-вой соды ук-су-сом

Из курса химии вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие ме-то-ды по-зна-ния: на-блю-де-ние, экс-пе-ри-мент, из-ме-ре-ние.

На ри-сун-ках 1-3 пред-став-ле-ны си-ту-а-ции, в ко-то-рых при-ме-не-ны ука-зан-ные ме-то-ды по-зна-ния.

Ука-зан-ные ме-то-ды могут быть при-ме-не-ны в по-все-днев-ной жизни с целью:

1) опре-де-ле-ния зна-че-ния кон-цен-тра-ции нит-ра-тов в ар-бу-зе;

2) фик-са-ции из-ме-не-ний, про-изо-шед-ших с дре-ве-си-ной после ее об-ра-бот-ки хи-ми-че-ски-ми ре-ак-ти-ва-ми.

На-зо-ви-те спо-соб, ко-то-рый был при-менён в каж-дом из при-ведённых выше при-ме-ров.

От-ве-ты впи-ши-те в сле-ду-ю-щую таб-ли-цу:

При-мер про-цес-са Номер ри-сун-ка Метод по-зна-ния
опре-де-ле-ние зна-че-ния кон-цен-тра-ции нит-ра-тов в ар-бу-зе
фик-са-ция из-ме-не-ний, про-изо-шед-ших с дре-ве-си-ной после ее об-ра-бот-ки рас-тво-ром пер-ман-га-на-та калия

Из курса химии Вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.

Какие из на-зван-ных спо-со-бов раз-де-ле-ния сме-сей можно при-ме-нить для очи-ще-ния:

1) сталь-ных кно-пок от дре-вес-ных опи-лок;

2) воз-ду-ха от рас-пылённых в по-ме-ще-нии мел-ких ка-пель во-до-эмуль-си-он-ной крас-ки?

За-пи-ши-те в таб-ли-цу номер ри-сун-ка и на-зва-ние со-от-вет-ству-ю-ще-го спо-со-ба раз-де-ле-ния смеси.

Из курса химии Вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.

Какие из на-зван-ных спо-со-бов раз-де-ле-ния сме-сей можно при-ме-нить для очи-ще-ния:

1) крупы и по-пав-ших в неё же-лез-ных опи-лок;

2) воды и рас-творённых в ней солей.

За-пи-ши-те в таб-ли-цу номер ри-сун-ка и на-зва-ние со-от-вет-ству-ю-ще-го спо-со-ба раз-де-ле-ния смеси.

Из курса химии Вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция. На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.

Какие из на-зван-ных спо-со-бов раз-де-ле-ния сме-сей можно при-ме-нить для очи-ще-ния:

1) эта-но-ла и ук-сус-ной кис-ло-ты;

2) воды и взбол-тан-ной в ней глины.

За-пи-ши-те в таб-ли-цу номер ри-сун-ка и на-зва-ние со-от-вет-ству-ю-ще-го спо-со-ба раз-де-ле-ния смеси.

Про-ана-ли-зи-руй-те дан-ные ри-сун-ки и опре-де-ли-те:

1) атом ка-ко-го хи-ми-че-ско-го эле-мен-та в пред-став-лен-ных мо-де-лях мо-ле-кул про-яв-ля-ет ва-лент-ность рав-ную IV;

2) атомы ка-ко-го хи-ми-че-ско-го эле-мен-та в пред-став-лен-ных мо-де-лях мо-ле-кул со-еди-ня-ют-ся между собой с об-ра-зо-ва-ни-ем про-сто-го ве-ще-ства.

За-пи-ши-те в таб-ли-цу на-зва-ние хи-ми-че-ско-го эле-мен-та и номер ри-сун-ка.

Осо-бен-но-сти стро-е-ния Хи-ми-че-ский эле-мент Номер ри-сун-ка
Про-яв-ля-ет ва-лент-ность IV
Со-еди-ня-ют-ся между собой с об-ра-зо-ва-ни-ем про-сто-го ве-ще-ства

Из курса химии вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, пе-ре-кри-стал-ли-за-ция.

Из числа пе-ре-чис-лен-ных ниже сме-сей вы-бе-ри-те те, ко-то-рые можно раз-де-лить дан-ны-ми спо-со-ба-ми:

а) глина и уголь;

б) вода и суль-фат на-трия;

в) са-хар-ный песок и мел;

г) пен-тан и бен-зол.

Номер ри-сун-ка Спо-соб раз-де-ле-ния смеси Со-став смеси
1
2

и др.

1) ка-че-ствен-но-го опре-де-ле-ния со-ста-ва ми-не-раль-ной воды;

2) опре-де-ле-ние точ-но-го зна-че-ния pH рас-тво-ра ве-ще-ства.

Из курса химии вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, кри-стал-ли-за-ция.

На ри-сун-ках 1 и 2 пред-став-ле-ны при-бо-ры, ис-поль-зу-ю-щи-е-ся для раз-де-ле-ния сме-сей двумя из ука-зан-ных спо-со-бов.

Из числа пе-ре-чис-лен-ных ниже сме-сей вы-бе-ри-те те, ко-то-рые можно раз-де-лить спо-со-ба-ми, изоб-ражёнными на ри-сун-ках:

а) же-лез-ные и дре-вес-ные опил-ки;

б) вода и ча-сти-цы глины;

в) мел и крах-мал;

г) нефть и воды.

За-пи-ши-те в графы таб-ли-цы на-зва-ния спо-со-бов раз-де-ле-ния смеси, со-от-вет-ству-ю-щие каж-до-му из ри-сун-ков, и со-ста-вы со-от-вет-ству-ю-щих сме-сей.

Номер ри-сун-ка Спо-соб раз-де-ле-ния смеси Со-став смеси
1
2

Одним из на-уч-ных ме-то-дов по-зна-ния ве-ществ и хи-ми-че-ских яв-ле-ний яв-ля-ет-ся мо-де-ли-ро-ва-ние. Так, мо-де-ли мо-ле-кул дают пред-став-ле-ние о вза-и-мо-свя-зи между стро-е-ни-ем и свой-ства-ми ве-ществ.

На ри-сун-ках 1–3 изоб-ра-же-ны мо-де-ли мо-ле-кул трёх ве-ществ.

Про-ана-ли-зи-руй-те дан-ные мо-де-ли мо-ле-кул ве-ществ и опре-де-ли-те ве-ще-ство, ко-то-рое:

1) об-ра-зо-ван-но двумя хи-ми-че-ски-ми эле-мен-та-ми;

2) со-дер-жит хи-ми-че-ский эле-мент, ко-то-рый про-яв-ля-ет ва-лент-ность рав-ную IV.

Из-вест-но, что кис-ло-род - газ тя-же-лее воз-ду-ха и плохо рас-тво-рим в воде. Какие из при-ведённых на ри-сун-ках ме-то-дов можно ис-поль-зо-вать для со-би-ра-ния кис-ло-ро-да? Ука-жи-те, какое свой-ство кис-ло-ро-да учи-ты-ва-ет-ся при ис-поль-зо-ва-нии каж-до-го спо-со-ба.

Ответ за-пи-ши-те в таб-ли-цу.

Метод со-би-ра-ния кис-ло-ро-да Номер ри-сун-ка Свой-ство кис-ло-ро-да
Вы-тес-не-ние воз-ду-ха
Вы-тес-не-ние воды

Из курса химии вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие ме-то-ды по-зна-ния ве-ществ и яв-ле-ний: на-блю-де-ние, экс-пе-ри-мент, из-ме-ре-ние, мо-де-ли-ро-ва-ние и др.

На ри-сун-ках 1–3 по-ка-за-ны при-ме-ры при-ме-не-ния не-ко-то-рых из этих ме-то-дов.

Опре-де-ли-те, какие ме-то-ды можно при-ме-нить для:

1) ка-че-ствен-но-го ана-ли-за со-ста-ва суль-фа-та меди (II);

2) ил-лю-стра-ции хи-ми-че-ско-го стро-е-ния ве-ще-ства.

За-пи-ши-те в таб-ли-цу на-зва-ния ме-то-дов и со-от-вет-ству-ю-щие им но-ме-ра ри-сун-ков.

Из курса химии вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы

Опре-де-ли-те, какие из изоб-ражённых спо-со-бов раз-де-ле-ния сме-сей можно при-ме-нить для раз-де-ле-ния:

1) муки и же-лез-ных стру-жек;

2) воды и дре-вес-ных опи-лок.

Одним из на-уч-ных ме-то-дов по-зна-ния ве-ществ и хи-ми-че-ских яв-ле-ний яв-ля-ет-ся мо-де-ли-ро-ва-ние. Так, мо-де-ли мо-ле-кул дают пред-став-ле-ние о вза-и-мо-свя-зи между стро-е-ни-ем и свой-ства-ми ве-ществ.

На ри-сун-ках 1–3 изоб-ра-же-ны мо-де-ли мо-ле-кул трёх ве-ществ.

Про-ана-ли-зи-руй-те ри-сун-ки мо-де-лей мо-ле-кул ве-ществ и опре-де-ли-те ве-ще-ство, ко-то-рое:

1) об-ра-зо-ва-но одним хи-ми-че-ским эле-мен-том;

2) со-дер-жит хи-ми-че-ский эле-мент, ко-то-рый про-яв-ля-ет ва-лент-ность рав-ную четырём.

За-пи-ши-те в таб-ли-цу но-ме-ра ри-сун-ков и хи-ми-че-ские фор-му-лы дан-ных ве-ществ.

Хи-ми-че-ские фор-му-лы за-пи-ши-те в таб-ли-цу в сле-ду-ю-щем фор-ма-те: Al2(SO4)3.

Из курса химии вам из-вест-но, что при по-лу-че-нии га-зо-об-раз-ных ве-ществ в ла-бо-ра-то-рии со-би-рать по-лу-ча-е-мый газ можно двумя спо-со-ба-ми: вы-тес-не-ни-ем воды и вы-тес-не-ни-ем воз-ду-ха.

На ри-сун-ках 1–3 изоб-ра-же-ны при-бо-ры для по-лу-че-ния и со-би-ра-ния раз-лич-ных газов.

Из-вест-но, что ам-ми-ак - газ легче воз-ду-ха и хо-ро-шо рас-тво-ри-мый в воде. Какие ме-то-ды из тех, ко-то-рые при-ве-де-ны на ри-сун-ках, нель-зя ис-поль-зо-вать для со-би-ра-ния ам-ми-а-ка? Ука-жи-те, какие свой-ства ам-ми-а-ка не поз-во-ля-ют при-ме-нить эти ме-то-ды.

За-пи-ши-те в таб-ли-цу но-ме-ра ри-сун-ков и на-зва-ния со-от-вет-ству-ю-щих спо-со-бов со-би-ра-ния газа.

Метод со-би-ра-ния газа Номер ри-сун-ка Свой-ство газа

Из курса химии вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, пе-ре-кри-стал-ли-за-ция.

На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.

Какие из на-зван-ных спо-со-бов раз-де-ле-ния сме-сей можно при-ме-нить для от-де-ле-ния:

1) дре-вес-ной струж-ки от сталь-ных гаек;

2) воды от со-дер-жа-щих-ся в ней во-до-рос-лей и глины?

За-пи-ши-те в таб-ли-цу но-ме-ра ри-сун-ков и на-зва-ния со-от-вет-ству-ю-щих спо-со-бов раз-де-ле-ния смеси.

Из курса химии вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, пе-ре-кри-стал-ли-за-ция.

На ри-сун-ках 1–3 изоб-ра-же-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.

Опре-де-ли-те, какие из изоб-ражённых спо-со-бов раз-де-ле-ния сме-сей можно при-ме-нить для от-де-ле-ния:

1) песка от по-пав-ших в него же-лез-ных гвоз-дей;

2) спир-та от рас-творённых в нём аро-ма-ти-че-ских эфир-ных масел?

За-пи-ши-те в таб-ли-цу но-ме-ра ри-сун-ков и на-зва-ния со-от-вет-ству-ю-щих спо-со-бов раз-де-ле-ния смеси.

Из курса химии вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, пе-ре-кри-стал-ли-за-ция.

На ри-сун-ках 1–3 изоб-ра-же-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.

Какие из на-зван-ных спо-со-бов сме-сей можно при-ме-нить для раз-де-ле-ния:

1) сталь-ных и пласт-мас-со-вых скре-пок;

2) воды и мел-ко-го гра-вия?

За-пи-ши-те в таб-ли-цу но-ме-ра ри-сун-ков и на-зва-ния со-от-вет-ству-ю-щих спо-со-бов раз-де-ле-ния смеси.

Из курса химии вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие спо-со-бы раз-де-ле-ния сме-сей: от-ста-и-ва-ние, филь-тро-ва-ние, ди-стил-ля-ция (пе-ре-гон-ка), дей-ствие маг-ни-том, вы-па-ри-ва-ние, пе-ре-кри-стал-ли-за-ция.

На ри-сун-ках 1–3 изоб-ра-же-ны при-ме-ры ис-поль-зо-ва-ния не-ко-то-рых из пе-ре-чис-лен-ных спо-со-бов.

Какие из на-зван-ных спо-со-бов раз-де-ле-ния сме-сей можно при-ме-нить для:

1) от-де-ле-ния дре-вес-ных стру-жек от по-пав-ших в них же-лез-ных гвоз-дей;

2) очист-ки вды-ха-е-мо-го воз-ду-ха от мел-ких ча-стиц ас-бе-сто-вой пыли?

За-пи-ши-те в таб-ли-цу но-ме-ра ри-сун-ков и на-зва-ния со-от-вет-ству-ю-щих спо-со-бов раз-де-ле-ния смеси.

Из курса химии вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие ме-то-ды по-зна-ния : на-блю-де-ние, экс-пе-ри-мент, из-ме-ре-ние .

1) при вы-яв-ле-нии из-ме-не-ний, про-ис-хо-дя-щих после об-ра-бот-ки рас-те-ний сред-ством про-тив вре-ди-те-лей;

2) при опре-де-ле-нии кон-цен-тра-ции рас-творённых солей в во-до-про-вод-ной воде.

На-зо-ви-те спо-соб, ко-то-рый был при-менён в каж-дом из при-ведённых выше при-ме-ров.

При-мер про-цес-са Номер ри-сун-ка Метод по-зна-ния
Вы-яв-ле-ние из-ме-не-ний, про-ис-хо-дя-щих после об-ра-бот-ки рас-те-ний сред-ством про-тив вре-ди-те-лей
Опре-де-ле-ние кон-цен-тра-ции рас-творённых солей в во-до-про-вод-ной воде

Из курса химии вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие ме-то-ды по-зна-ния : на-блю-де-ние, экс-пе-ри-мент, из-ме-ре-ние.

На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны си-ту-а-ции, в ко-то-рых при-ме-не-ны ука-зан-ные ме-то-ды по-зна-ния.

Опре-де-ли-те, какие из ука-зан-ных ме-то-дов могут быть при-ме-не-ны в по-все-днев-ной жизни:

1) при вы-яв-ле-нии при-зна-ков кор-ро-зии ку-зо-ва ав-то-мо-би-ля;

2) при изу-че-нии свойств кар-бо-на-та на-трия.

От-ве-ты за-пи-ши-те в сле-ду-ю-щую таб-ли-цу.

Из курса химии вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие ме-то-ды по-зна-ния : на-блю-де-ние, экс-пе-ри-мент, из-ме-ре-ние.

На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны си-ту-а-ции, в ко-то-рых при-ме-не-ны ука-зан-ные ме-то-ды по-зна-ния.

Опре-де-ли-те, какие из ука-зан-ных ме-то-дов могут быть при-ме-не-ны в по-все-днев-ной жизни:

1) при вы-яв-ле-нии из-ме-не-ний, про-ис-хо-дя-щих после воз-дей-ствия на эма-ли-ро-ван-ные из-де-лия рас-тво-ров мо-ю-щих средств;

2) при опре-де-ле-нии при-сут-ствия в воде рас-творённых ве-ществ.

От-ве-ты за-пи-ши-те в сле-ду-ю-щую таб-ли-цу.

При-мер про-цес-са Номер ри-сун-ка Метод по-зна-ния
Вы-яв-ле-ние из-ме-не-ний, про-ис-хо-дя-щих с эма-ли-ро-ван-ны-ми из-де-ли-я-ми после воз-дей-ствия на них рас-тво-ра мо-ю-щих средств
Опре-де-ле-ние при-сут-ствия в воде рас-творённых ве-ществ

Из курса химии вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие ме-то-ды по-зна-ния : на-блю-де-ние, экс-пе-ри-мент, из-ме-ре-ние.

На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны си-ту-а-ции, в ко-то-рых при-ме-не-ны ука-зан-ные ме-то-ды по-зна-ния.

Опре-де-ли-те, какие из ука-зан-ных ме-то-дов могут быть при-ме-не-ны при:

1) вы-яв-ле-нии при-зна-ков про-те-ка-ния хи-ми-че-ской ре-ак-ции;

2) опре-де-ле-нии кон-цен-тра-ции нит-ра-тов в по-ми-до-рах.

На-зо-ви-те спо-соб, ко-то-рый был при-менён в каж-дом из при-ведённых выше при-ме-ров.

От-ве-ты впи-ши-те в сле-ду-ю-щую таб-ли-цу.

Из курса химии вам из-вест-ны сле-ду-ю-щие ме-то-ды по-зна-ния : на-блю-де-ние, экс-пе-ри-мент, из-ме-ре-ние.

На ри-сун-ках 1–3 пред-став-ле-ны си-ту-а-ции, в ко-то-рых при-ме-не-ны ука-зан-ные ме-то-ды по-зна-ния.

Опре-де-ли-те, какие из ука-зан-ных ме-то-дов могут быть при-ме-не-ны в по-все-днев-ной жизни при:

1) вы-яв-ле-нии из-ме-не-ний, про-ис-хо-дя-щих с кон-сер-ви-ро-ван-ны-ми ово-ща-ми при хра-не-нии;

2) опре-де-ле-нии кон-цен-тра-ции рас-тво-ра мо-ю-ще-го сред-ства.

От-ве-ты за-пи-ши-те в таб-ли-цу.

При-мер про-цес-са Номер ри-сун-ка Метод по-зна-ния
Вы-яв-ле-ние из-ме-не-ний, про-ис-хо-дя-щих с кон-сер-ви-ро-ван-ны-ми ово-ща-ми при хра-не-нии
Опре-де-ле-ние кон-цен-тра-ции рас-тво-ра мо-ю-ще-го сред-ства

Одним из на-уч-ных ме-то-дов по-зна-ния ве-ществ и хи-ми-че-ских яв-ле-ний яв-ля-ет-ся мо-де-ли-ро-ва-ние. Так, мо-де-ли мо-ле-кул от-ра-жа-ют ха-рак-тер-ные при-зна-ки ре-аль-ных объ-ек-тов.

На рис. 1–3 изоб-ра-же-ны мо-де-ли мо-ле-кул трёх ве-ществ.

Про-ана-ли-зи-руй-те дан-ные мо-де-ли мо-ле-кул ве-ществ и опре-де-ли-те ве-ще-ство:

1) об-ра-зо-ван-ное тремя хи-ми-че-ски-ми эле-мен-та-ми;

2) в ко-то-ром один из эле-мен-тов про-яв-ля-ет ва-лент-ность II.







2024 © fealta.ru.