Обработка и огранка драгоценных камней. Виды и этапы огранки


Лучшие друзья девушек оцениваются не только по чистоте, цвету и весу в каратах, но и по форме огранки. От нее зависит, насколько красивой будет игра цвета и форма драгоценного камня. Форма обработанного материала для дорогих украшений может выглядеть как геометрическая фигура: круг, овал, треугольник, ромб и так далее. Огранкой же характеризуется число граней, их расположение и очертания. Какие существуют виды огранки драгоценных камней? Познакомимся с азами ювелирного мастерства.

Технология обточки и огранки драгоценных камней

Прежде чем приступить к описанию видов огранки драгоценных огней, стоит уделить внимание технологии работы с сырьем. Этап обточки определяет качество будущего изделия и процент использования сырья. Когда-то все операции производились вручную, но сегодня разработаны специальные станки. Один опытный оператор может одновременно обслуживать около двенадцати таких машин. Весь процесс и результат обработки отражается на мониторе.

Огранка производится с целью придания природным и синтетическим материалам определенной формы, количества граней, достижения блеска, устранения некоторых пороков (как правило, естественного происхождения). Весь процесс делится на две стадии: шлифовка и полировка.

Во время шлифовки с поверхности обрабатываемого сырья удаляются частицы для придания ему определенной формы. В дальнейшем при полировке отшлифованным поверхностям придается зеркальный блеск. После выполнения всех технологических операций производится промывка камней в кислотном растворе, а последняя - в кипяченой воде, и двукратная сушка спиртом. После этого все камни направляются в отделы контроля качества продукции.

Виды огранки: стандартная круглая и фантазийная

Более 90 % бриллиантов и множество других драгоценных и полудрагоценных камней имеют круглую форму. Этот вид огранки драгоценных камней считается классическим. Отличает круглую форму стандартные орнамент и пропорции, более высокая стоимость готового изделия, высокопрофессиональный подход к выполнению всех операций. Этот вид огранки драгоценных камней (описание и формы далее рассматриваются более подробно) приводит к безвозвратной потере более половины от исходной массы материала.

Другие формы огранки (все, кроме круглой формы) называются фантазийными. Хотя известный аргентинский ювелир Антверпена Габи Толковский, который огранил за свою жизнь множество алмазов, считает, что фантазийной следовало бы назвать именно круглую форму сырья для ювелирных изделий. В природе встречаются алмазы в разных формах, но те, которые задают форму будущего камня, могут быть квадратными, треугольными, прямоугольными, скошенными, но никогда не бывают круглыми.

Привлекательность фантазийных видов огранки драгоценных камней основана главным образом на привлекательности самой формы, а не игре цвета и глубине оттенка камня. Даже наименование той или иной формы огранки в большинстве случаев звучит привлекательнее, например «Принцесса» или «Маркиз». Стандартная же огранка более продумана в плане игры света, наиболее красивого вида камня по оптическим свойствам.

Классика обработки драгоценных камней

Как уже упоминалось выше, классическим видом огранки драгоценных камней является круглая форма. Это проверенная временем огранка, которую придумали одной из первых еще в начале двадцатого века. Тогда же появились специальные алмазные пилы, которые позволили работать даже с самыми твердыми минералами. Так ювелиры начали с помощью одних алмазов превращать другие в бриллианты.

В круглых драгоценных и полудрагоценных камнях 57 граней. Именно такой вид и количество граней наилучшим образом показывают блеск и игру света в камне, глубину его оттенка. Также круг способствует долгожительству ювелирного изделия, так как сводит к минимуму риск сколов и другого рода повреждений. При перепродаже круглая огранка оценивается дороже других.

Для небольших камней используются упрощенный способ в 33, если камень весом до 0,99 карата, или 17 граней, если исходный материал весит до 0,29 карата. Главной отличительной особенностью этого вида огранки драгоценных и полудрагоценных камней является то, что в процессе обработки теряется около половины первоначальной массы. Если взять два камня (один с круглой, другой - с фантазийной огранкой) с одинаковым весом, то внешне материал, обработанный фантазийным способом, будет выглядеть больше.

Овальная огранка драгоценностей

Такой вид огранки драгоценных камней (форма овала) используется для изготовления колец, сережек, браслетов, подвесок или ожерелий. Вариант вошел в ювелирный «обиход» в шестидесятых годах прошлого века. Камни овальной формы в кольцах зрительно удлиняют пальцы, делают их изящными и тонкими. Ювелирные изделия с материалом такой огранки красиво блестят и переливаются на свету. Обычно камни овальной формы имеют 57 фасетов - так грани называют ювелиры.

Вариант огранки из средневековой Франции

Огранка «Маркиз» с 55 гранями используется для колец, сережек и подвесок. Интересный факт: вид огранки драгоценных камней получил свое название по имени маркизы де Помпадур, которая была фавориткой Людовика XV и жила при дворе. Только вот в русском языке «маркиз» - это скорее мужской, чем женский аристократический титул.

«Маркиз» - это огранка драгоценного камня в форме овала, но с заостренными углами, многим этот вариант больше напоминает лодочку, чем кокетливую улыбку французской дамы.

С украшением, драгоценный или полудрагоценный камень в котором огранен в форме «Маркиз», нужно быть предельно осторожным. Острые концы - уязвимая и очень хрупкая часть изделия. Кольца с таким камнями зрительно удлиняют пальцы и придают аристократическое изящество своей обладательнице или обладателю.

Утонченная «груша», или «капля»

Черты двух предыдущих вариантов - овальной огранки и «Маркиз» - сочетает «капля», или «груша». Для этого вида огранки драгоценных и полудрагоценных камней характерно наличие только одного заостренного конца, второй же остается близким к стандартной овальной форме. Особенно важно качество обработки именно заостренного конца. В стандартном варианте такой вид огранки драгоценных камней (фото ниже) имеет 55 или 56 граней.

Камни грушевидной формы, как и близкие им изделия с овальными драгоценностями или огранкой «Маркиз», зрительно удлиняют шею, если используются в кулонах или ожерельях, придают изящество пальцам, если речь идет о кольце.

Огранка «Принцесса» для настоящих леди

«Принцесса» по оптическим свойствам близка к классической круглой огранке драгоценных и полудрагоценных камней. Свет в камне удивительным образом «играет», а форма обычно квадратная или прямоугольная. Придумали такой вид огранки драгоценных камней и технологию их обработки в конце шестидесятых-семидесятых годах двадцатого века.

Камни «Принцесса» чаще всего используются для обручальных колец. Количество граней может различаться (49, 65, 69 или иное число). Такой камень теряет меньше исходного веса при обработке, чем другие фантазийные варианты. Да и стоит «принцесса» дешевле романтической формы сердца или капли.

Очень хрупкими являются прямые углы, они требуют дополнительной защиты.

«Изумруд», подчеркивающий естественную чистоту

«Изумруд» - это прямоугольная огранка, которая применяется, как правило, для крупных драгоценностей исключительной естественной чистоты, так как скрыть практически любые мелкие изъяны при такой обработке совершенно не представляется возможным. Все потому, что «Изумруд» - это большое количество (57 или 65, как правило) мелких граней.

По способности играть светом этот вид огранки уступает лишь круглой и «Принцессе». По интенсивности световых вспышек, однако, «Изумруд» их превосходит. Используются такие камни в серьгах, кольцах, подвесках, ожерельях, браслетах.

Вариация "Изумруда" от бельгийских ювелиров

«Ашер» - это вариация огранки «Изумруд». От «Изумруда» такие камни отличаются только большей «этажностью» - большим количеством ярусов. Несмотря на свою исключительную сложность, обрабатывать камни таким способом начали с 1902 года, когда огранка была изобретена бельгийскими братьями-ювелирами. Назвали вид огранки по фамилии братьев-ювелиров. Пик популярности этого варианта пришелся на тридцатые годы двадцатого века.

Число граней (может быть 25, 49, 72 или иное) меняется в зависимости от размера и веса камня. Используется «Ашер» в кольцах, сережках, ожерельях и браслетах, а также других ювелирных украшениях. Такой вид обработки хорошо подходит для драгоценных изделий в стиле ар-деко.

Мужской вариант огранки «Радиант»

Огранка «Радиант» обычно имеет 65 или 70 граней (фасетов), используется для сережек, кулонов и колец. Обладательницам или обладателям коротких пальцев стоит быть осторожными с таким вариантом украшений, так как «Радиант» зрительно еще больше укорачивает и утолщает пальцы. Тип обработки синтетического или натурального камня вобрал в себя некоторые характерные черты «Принцессы» и «Изумруда».

Чаще «Радиант» предпочитают мужчины, так как такой вид огранки драгоценных камней (и их обработка) имеет величественный и даже несколько брутальный характер. Подходит обработка только для камней солидных размеров, которые красивы сами по себе.

Романтичное «Сердце» для кулонов и подвесок

Романтичная огранка «Сердце» красиво играет на свету. Используется при изготовлении сережек, кулонов, подвесок, в кольцах встречается реже, так как сложную форму тяжело сделать из небольшого камня. По способу обработки вариант близок к «Капле», число граней обычно составляет 57-58.

Соотношение длины и ширины драгоценности после обработки должно составлять пропорцию один к одному. Именно такое соотношение делает форму красивой и прочной. Пропорция обеспечивает меньшую уязвимость центра сердца при случайных ударах или падениях.

Необычный «Триллион»

Число фасетов может различаться: 19, 31, 37, 52 или иное количество. Используется «Триллион» (другое название «Триллиант») в кольцах, подвесках, ожерельях, браслетах и сережках.

Вид огранки драгоценных камней под названием «Триллиант» с острыми или гладкими углами возник в Голландии. Это один из самых «молодых» вариантов обработки искусственных или натуральных камней, так как придумали его в восьмидесятых годах двадцатого века. Форма граней может быть квадратной, ромбовидной или прямоугольной - все зависит от начальных свойств камня и творческого замысла.

Гладкая круглая огранка «Кабошон»

Камни, обработанные огранкой «Кабошон», выглядят довольно-таки необычно. Это круглая форма, но камень получается абсолютно гладким. Обычно таким способом обрабатываются камни, которые практически не пропускают свет, но обладают хорошим оптическим эффектом и глубоким собственным цветом. Именно в виде «Кабошонов» наилучшим образом проявляют свои свойства бирюза, опал, волосатик кошачий глаз, лунный камень, звездчатые рубин и сапфир.

Другие виды обработки драгоценных камней

Виды огранки драгоценных камней (названия и описание выше) не заканчиваются приведенным списком. Еще есть «Багет» - прямоугольная огранка со «ступеньками». Если соотношение сторон при этой обработке в итоге составляет один к одному, то получается стандартный квадрат. В России традиционные «Багеты» имеют пропорцию от 1,4 к 1 и более.

Не особенно распространена огранка «Октагон», которая похожа на «Принцессу». Чем примечателен этот вид обработки, так это тем, что идеально подходит для очень хрупких драгоценных камней. «Октагон» эффективно защищает от сколов и выгодно представляет оптические свойства камня.

Огранка «Пятигранник» в полной мере повторяет форму одноименной геометрической фигуры. Обычно камни, обработанные таким способом, вставляются в объемные украшения, которые приобретаются «по моде» и на один сезон. А вот «Шестигранник» более долговечен и обычно является центральным камнем композиции.

Шкала оценки качества огранки

Качество огранки указывается в сертификате, который в обязательном порядке прилагается к украшению. В зарубежной системе принята такая классификация:

  • Е - отличная огранка;
  • VG, G - хорошая;
  • F - удовлетворительная;
  • P - неудовлетворительная.

Российские ювелиры тоже используют буквенные символы, но классифицируют камни не по первой букве качества обработки, а по алфавиту - А, Б, В, Г, где А - первоклассная огранка. Правда, отечественные ювелиры оценивают камни строже. Например, камни категории Е по российским стандартам вполне могут соответствовать букве Б.

Поскольку в постах о ювелирных камнях постоянно мелькают различные виды огранок, мне показалось разумным, посвятить этому пост.
Обработка, которой подвергаются все самоцветы, называется огранкой, и состоит в отсекании от камня ненужных частиц и придания ему определенной формы с неким количеством граней (или фасет, фасок). Именно благодаря огранке окраска, блеск, эффекты двуцветности или люминесценции выявляются в полной мере, а дефекты, замутнения, трещины наоборот исчезают или становятся совсем незаметными. Форма огранки не выбирается наобум - для каждого вида минералов существуют наиболее выгодные в декоративном смысле виды огранки, которые «отвечают» за то, чтоб лучи света, вошедшие в тело камня, не прошли насквозь, а как бы «вернулись», преломляясь на гранях и радуя глаз причудливым блеском; тот же алмаз в неограненном виде представляет собой лишь мутноватый кристалл, похожий на дешевое стекло…

Самым первым видом огранки, какой узнало человечество, стал кабошон - в древности обработка самоцветов была достаточно примитивной, и от камня просто отсекали все лишнее, придавая ему округлую форму, сходную с «головой». Кабошоны не вышли из моды и сегодня, но в наше время так гранят только непрозрачные и полупрозрачные полудрагоценные камни (например, бирюзу, малахит, розовый кварц, чароит), потому что проникнуть внутрь самоцвета свет не сможет, и наилучший вариант - заставить его отражаться от самой поверхности. Некоторые особые эффекты - звездчатость, иризация, опалесценция, - лучше всего видны, когда камень огранен кабошоном, так что кажется, будто на рубине или сапфире (они чаще всего обладают астеризмом) переливается шестилучевая звезда. Наиболее распространены простые кабошоны, с плоским основанием и выпуклой верхней поверхностью. Кроме того, бывают двойные кабошоны, где нижняя грань также немного выгибается в противоположную от верхней сторону, и выпукло-вогнутые кабошоны, в которых нижнее основание изогнуто в ту же сторону, что и верхняя плоскость, делая камень подобием линзы.

Не следует путать кабошоны с геммами - пластинами полудрагоценных камней, на которых был вырезан определенный объемный сюжет. Когда картинка выпуклая и словно выступает из поверхности камня, то изделие называется камея; заглубленное внутрь камня изображение зовется интальо. Глиптика обычно применяется к многослойным цветным самоцветам - халцедонам, яшмам, агатам.

Император Август, древнеримская камея
Древняя инталия

Прозрачные Виды огранки самоцветы вне зависимости от ценности принято гранить различным количеством граней геометрически правильной формы, наносящихся в определенной пропорции. Впервые этот вид огранки был открыт ювелирами Древней Индии, где драгоценные камни являлись основной ценностью, и любовь к ним была огромна. Тогда куски камня вне зависимости от размеров покрывались большим количеством мелких граней, часто несимметрично расположенных - это был прообраз фасеточной огранки, где форма минерала образовывалась из множества плоских многоугольников.

Позже появились более совершенные виды фасеточной огранки - одной из самых интересных, но сегодня не используемых, была роза, т.е. огранка, состоящая из плоского нижнего основания наподобие основания кабошона, и ограненной верхней части, на которой все грани «сходились» к центру. Было несколько разновидностей розы - голландская с 24 гранями, по очертаниям близкая к кругу, полуголландская и антверпенская с очертаниями шестигранника, и кресто-роза, на поверхности которой путем сочетания граней выступал крест.

Ступенчатая или полирная огранка, которую раньше называли «таблица», представляет собой обычно достаточно крупный камень с верхней плоской и широкой площадкой, от которой вниз ступенчато и параллельно друг другу спускаются вытянутые грани.

Ее разновидность - клиньевая огранка, во всем аналогичная предыдущей, но с дополнительным нанесением клиновидных граней - каждая вытянутая фаска дробится с помощью одного или двух соединенных вершинами треугольных «клиньев».

Бриллиантовая огранка была изобретена в 17-м веке в Голландии для полного раскрытия красоты одноименного камня и придания ему характерного радужного блеска. Она состоит из двух многогранных пирамид, сложенных основаниями - нижняя полная, верхняя усеченная, с многоугольной таблицей наверху. Минимальное число граней этого вида огранки - 17 (для самых мелких камней); общепринятое - от 57 (24 фасеты в нижней части, 33 в верхней); крупные и ценные камни могут получить вплоть до 240 и более граней…

Наиболее популярные виды огранки - это бриллиантовая и ступенчатая, а также их гибрид - смешанная огранка, взявшая черты обоих видов обработки самоцветов. К смешанным относится знаменитая огранка «бриолет», применяющаяся к продолговатым, нестандартной формы камням, которым придают вид ограненной «капли».

И последняя в списке, но отнюдь не последняя по красоте - фантазийная огранка, которая включает в себя элементы комбинированной с добавлением клиньев и других разнообразных форм фасет. «Фантазийным» способом изготавливают вставки необычных очертаний - сердца, капли, звезды, цветка, челнока, герба и т.п.

Обработка и огранка драгоценных камней известна миллионы лет. Если драгоценные камни не подвергают никакой обработке, то только потому, что и в первозданном виде они настолько хороши, что люди хотят сохранить их природную красоту. Или потому, что люди верят, будто вмешательство человека может отрицательно повлиять на силу, энергию или на душу драгоценного камня.

Однако в подавляющем большинстве красота драгоценных камней может быть выявлена более ярко благодаря творческой фантазии и мастерству профессионалов. По мере того как совершенствовались навыки обработки камней и техническое оснащение, возможности скульпторов, резчиков по камню, гранильщиков драгоценных камней и ювелиров значительно расширились, но цель осталась неизменной - работать с природным материалом так, чтобы стали видны все его лучшие качества.

Превращение найденного минерала (куска породы, кристалла или его фрагмента) в конечный продукт - сверкающий драгоценный камень - зависит от искусства гранильщика. Выбираемые им приемы обработки и огранки драгоценных камней определяются, прежде всего, оптическими и физическими свойствами минерала, а также зависят от его формы и состояния.

Не ограненные и ограненные драгоценные камни

Разноцветные или цветные, непрозрачные или полупрозрачные камни, имеющие большое количество включений или повреждений, как правило, превращают их в бусины или, с помощью обработки, придают им форму кабошона. Кабошон - это форма с выпуклым полированным верхом и плоским неполированным низом, которая имеет очертания овала или круга. Это, довольно простейшая и старейшая форма огранки камней , используемая для выявления таких оптических эффектов, как радужность, игра цвета, «кошачий глаз» и астеризм.


Большую часть прозрачных драгоценных камней подвергают огранке. Камни разрезают и полируют так, что у них образуется несколько полированных поверхностей (фасетов). Углы и количество граней между ними рассчитывают на основании специальных математических формул, так что грани работают подобно зеркалам, благодаря которым в камень попадает и отражается от него максимальное количество света.

Правильно ограненный кристалл способен наилучшим образом продемонстрировать всю игру цвета и роскошный, сверкающий блеск. Однако обычно, чтобы достичь максимального баланса между этими характеристиками, приходится идти на компромисс, в результате чего и достигается конечный облик камня. Иногда бывает необходимо сохранить максимальный вес камня, ибо именно от веса зависит его цена.

История огранки алмазов

Среди драгоценных камней алмазы всегда занимали особое место. Алмазы - самые твердые камни, и их обработкой и огранкой занимаются мастера-гранильщики, которые специализируются исключительно в этой области, а нередко даже на какой-то одной стадии процесса огранки и полировки алмазов .

Самая ранняя огранка алмазов , возможно, заключалась лишь в удалении вершины октаэдрического и называлась точечной огранкой. Другой вариант ранней огранки, которая называется огранкой со срезом, предусматривал превращение вершины октаэдра в так называемую площадку - плоский квадратный фасет.


Этот вид огранки был популярен в Средние века. По мере того как совершенствовалась техника огранки, появились новые ее варианты и начали полировать фасеты. Огранка розой - плоская база и верхняя часть, образованная треугольными фасетами, - появилась в XIV веке.

Самой популярной огранкой алмазов является бриллиантовая огранка. Первой бриллиантовой огранкой была одинарная огранка: самая большая грань, так называемая площадка, окружена 8 фасетами меньшего размера на коронке (коронкой называется верхняя часть камня) и 8 фасетами на павильоне (павильон - это нижняя часть камня).

В XVII в. на основе этой огранки возникла двойная огранка , или огранка Мазарини , включающая по 16 граней коронки и павильона, верхнюю площадку и маленькую нижнюю грань - колету. Тем временем число фасетов продолжало расти. К середине XVII в. появилась тройная огранка , или огранка Перуцци ; в разных вариантах огранки, включая бразильскую и лиссабонскую, количество фасетов (с учетом колеты) достигло 58. Столько же фасетов сохраняется и в современной бриллиантовой огранке, появившейся в двадцатых годах XIX веке вместе с механической обработкой камней.

Бриллиантовая огранка

Пропорции современной бриллиантовой огранки разрабатывались многими гранильщиками, среди которых самым известным был Генри Морс, открывший в 1860 г. в Бостоне (США, штат Массачусетс) первую фабрику по обработке . С тех пор появилось немало других вариантов огранки , включая и круглую бриллиантовую огранку Марселя Толковски, в книге которого «Конструкция бриллианта» («Diamond design», 1919) проанализированы и систематизированы оптические свойства алмазов и предложены способы обработки, обеспечивающие их максимальный блеск и сверкание.

Бриллиантовая огранка используется также при обработке драгоценных камней. Различные варианты бриллиантовой огранки разрабатываются, и по сей день в соответствии со стандартами Скандинавской номенклатуры бриллиантов (SCAN DN Cut) и Международного алмазного совета (ЮС).

Фантазийная огранка

Виды фантазийной огранки - овал, «панделок» и «маркиза» («челночок») - представляют собой варианты круглой бриллиантовой огранки и дополняют треугольную, гексагональную, пентагональную и ромбовидную огранку. Развитие компьютерных и лазерных технологий приводит к тому, что на рынке появляются новые стили, включая компьютерные схемы огранки, а также драгоценные камни, обработанные лазером.

Ступенчатая огранка

Назначение ступенчатой огранки не столько в том, чтобы создать сверкающий камень, сколько в том, чтобы показать его цвет. Двоили трехцветные драгоценные камни и обрабатывали таким образом, чтобы при взгляде через площадку, прежде всего, был виден их лучший цвет. и другие драгоценные камни, которым присуща неравномерная окраска, ориентируют таким образом, чтобы полосатость была, параллельна ступеням огранки и ее нельзя было увидеть через площадку. Если у кристалла есть область более интенсивной окраски, лучше всего расположить камень так, чтобы она оказалась в его основании, в глубине павильона. Тогда при взгляде через площадку интенсивным цветом будет залит весь камень.


Ступенчатая огранка является таким видом огранки, при котором фасеты располагаются друг над другом, форма верхней площадки - многоугольник, а боковые грани имеют форму трапеций или равнобедренных треугольников. Число фасетов определяется размером камня. У таких хрупких камней, как , углы легко откалываются, во избежание этого в процессе огранки их обычно срезают. Такая огранка называется изумрудной, или модифицированной ступенчатой огранкой. Если срезаны все углы, камень по своим очертаниям приближается к правильному восьмиграннику, и такую огранку можно назвать октагональной.

Огранка «кушон» и смешанная огранка

Огранка кушон обычно используется тогда, когда нужно максимально сохранить вес исходного кристалла. Огранка «кушон» - это вариант бриллиантовой огранки со скругленными углами. Смешанная огранка позволяет добиться лучшего сочетания цвета камня и его сверкания, что достигается разной огранкой фасетов коронки и павильона. Наиболее распространенный вариант смешанной огранки - это сочетание бриллиантовой огранки коронки и ступенчатой огранки павильона.

Стадии огранки алмазов

Четыре главных центра обработки алмазов находятся в Антверпене, Мумбай (бывшем Бомбее), Нью-Йорке и Тель-Авиве. Хотя сегодня большую часть этой работы выполняют компьютеры, сохраняется потребность в глазе эксперта, который мог бы оценить, как продвигается дело, точность выполнения всех операций и внешний вид обработанного драгоценного камня . За каждой стадией этого процесса наблюдают особые специалисты.

Стадия 1 . С учетом недостатков исходного камня или содержащихся в нем включений, его веса и качества в целом специалист решает, как лучше всего использовать естественную форму кристалла. Перед дизайнером может стоять задача получить максимально большой камень или несколько меньших по размеру камней с большим общим весом.

В том, что касается количества и величины камней, которые могут быть получены из исходного кристалла, и конечного выхода ювелирных камней, дизайнеру всегда приходится идти на компромисс. Качество и стоимость обработанного алмаза определяются четырьмя основными параметрами: цветом, огранкой, чистотой и весом.



Стадия 2 . После принятия решения об оптимальном использовании исходного кристалла его распиливают. Сегодня на фабриках алмазы распиливают лазерами, которыми управляют компьютеры.

Стадия 3 . Первый этап огранки октаэдрического кристалла алмаза может заключаться в удалении его вершины с использованием вращающегося диска, покрытого абразивным алмазным порошком. Алмаз может быть также расколот пополам. Чтобы расколоть алмаз, его закрепляют в специальном медном зажиме и наносят на него неглубокую канавку, в которую помещают стальное лезвие. Затем по лезвию ударяют железным стержнем, и алмаз раскалывается.


Стадия 4 . Алмазу придают округлую форму обработкой на чугунном шлифовальном круге, покрытом абразивной алмазной пастой, который называется «баклуша». В результате этой обработки (так называемой правки алмазов) камни становятся похожи на покрытое инеем оконное стекло. В конце этой стадии становится заметным рундист - самая широкая часть камня, отделяющая его верхние фасеты (коронку) от нижних фасетов (павильона).

Стадия 5 . Затем с помощью «баклуши» наносятся фасеты: сначала площадка, а затем фасеты основания. Фасеты наносятся и полируются в определенном порядке: сначала главные фасеты павильона, колета, фасеты, примыкающие к верхней площадке, фасеты, лежащие над рундистом, и, наконец, фасеты под рундистом.


Стадия 6 . Завершающая стадия обработки заключается в том, что гранильщик добавляет 24 фасета коронки и 16 фасетов павильона. Общее количество фасетов становится равным 58, включая колету. Затем начинается процесс полировки с помощью тонкодисперсного абразивного алмазного порошка; процесс этот имеет несколько стадий. После этого камень готов, и его можно вставить в кольцо или в любое другое ювелирное украшение.

Синий топаз - идеальный драгоценный камень для художественной резьбы.

Цвет топаза

Красный топаз – самая востребованная разновидность топаза. Всего 1% от обнаруженных камней этого минерала составляют кристаллы красного цвета. Топаз красного цвета называется «Имперский». Он очень редок и высоко ценится. Однако некоторые продавцы утверждают, что одного красного цвета для именования топаза «имперским» недостаточно, он еще должен демонстрировать плеохроизм. Плеохроизм красного цвета часто проявляется на краях самоцветов, ограненных грушей или овалом, без него демонстрирующих всего лишь переход тонов от желтого к оранжевому.

Имперский - один из наиболее ценных цветов топаза. Как видно на этом образчике имперского топаза оранжево-красный цвет прекрасно подчеркнут пламеобразной формой топаза.

Встречаются также двуцветные топазы. А некоторые розовые топазы на вид могут сильно походить на розовый алмаз или ярко-розовый сапфир. Схожий с ними по облику розовый топаз имеет перед тем и другим такие преимущества как более низкая цена и более крупные размеры.

Продавцы драгоценных камней именуют топазы желтовато-коричневого или от коричнево-желтого до оранжевого тонов топазами «херес» - по аналогии с цветом вина из винограда этого сорта. Камни такой цветовой гаммы называют «благородными» топазами. На благородные топазы похожи цитрины и раухтопазы, их часто с ними путают, но топазы стоят дороже.

Золотая или желтая не так ценятся как красная «имперская». В природе они встречаются гораздо чаще и уже тем менее ценны. А вот коричневый топаз, хотя считается еще менее ценным, чаще используется в ювелирном деле и декоративном искусстве.

В природе чаще всего встречается бесцветный топаз. А столь привычные для покупателей ювелирных украшений крупные синие топазы на самом деле довольно редки. Изобилие на рынке топазов синих оттенков объясняется применением технологии радиационного облучения и нагревания для придания бесцветным камням синего цвета. Она широко применяется для облагораживания топазов уже более 50 лет.

Облучение и термообработка придают бесцветным топазам все оттенки синего.

В 70-х годах 20-го века первые экземпляры облагороженных топазов продавались от 20 до 40 долларов за карат. Но со временем перепроизводство привело к значительному падению оптовых цен до нескольких долларов, а то и еще меньше, за карат. Сегодня такие топазы удовлетворяют массовый спрос покупателей ювелирных изделий, для которых цена является наиболее важным фактором при выборе украшений.

На этом фото показаны топазы полученные из одного бесцветного кристалла, но прошедшие разную тепловую обработку, демонстрирую разные цвета - от изначально бесцветного до различных по насыщенности оттенков синего.

Чистота топаза

Как правило, ограненные топазы не имеют видимых включений и дефектов. Особенно верно это утверждение для синих, бесцветных и желтых топазов.

Кольцо, созданное Марией Канале, с необлагороженным бразильским топазом весом 12,25 карата. Топаз не имеет никаких видимых включений.

Огранка топаза

Кроме однородности цвета на качество топаза также влияет и его огранка.

Поскольку кристаллы топаза обычно вытянуты в форме колонны, их часто гранят в форме груши или овала для повышения выхода. Если сырье изначально имеет глубокую насыщенность цвета, то предпочтение отдают изумрудной огранке, которая позволяет максимально сохранить цвет и вес камня.

Топаз гранят во множестве форм и в разных стилях. Промышленные формы огранки для топаза – овал, груша, круг, изумруд, кушон, треугольник, маркиза, а также различные дизайнерские фантазийные формы.

Использование современных смешанных техник и стилей огранки позволяет максимально усилить естественный цвет этого синего топаза весом 14,68 карата.

Стили огранки также разнообразны – бриллиантовая огранка с треугольными и кайт-гранями, ступенчатая огранка с частыми параллельными гранями, смешанная огранка – обычно с бриллиантовой огранкой короны и ступенчатым павильоном.

Драгоценные камни - главная деталь ювелирных украшений , поэтому дизайн всего изделия зависит именно от того, как выглядит камень. И только мастер-ювелир сможет распознать в мутном минерале на стадии добычи сияющий прекрасный камень. Тут и подходит очередь огранки драгоценных камней, чтобы раскрыть все великолепие драгоценного камня. Существует более 250 видов огранки драгоценных камней, применяемых в зависимости от размеров камня, чистоты и задуманного дизайна будущего украшения.

Все виды огранки драгоценных камней можно условно разделить на два вида: клиньевая и ступенчатая.

Сначала поговорим о классических видах клиньевой огранки.

Круглая или классическая бриллиантовая огранка

Круглая или классическая бриллиантовая огранка - самый популярный вид огранки из всех существующих на сегодняшний день. Именно этот вид огранки используется "по умолчанию" для бриллиантов в кольцах или для россыпей мелких камней на одном украшении - серьгах или колье. Круглая огранка симметрична и отлично поддается полировке. В классической вариации 57 граней-фасетов.

Огранка "Овал"

Овал - считается одной из самым популярных форм центральных камней на обручальных кольцах. Эта разновидность круглой огранки появилась сравнительно недавно - в 60-е годы ХХ века. Еще одна разновидность круглой огранки - роза - не имеет верхней площадки≤ грани камня сходятся в вершине. Так же есть виды «шар» и «бусина». Они отличаются формой самих граней - треугольные у «шара» и четырехугольные у «бусины».

Огранка "Груша"

"Груша" представляет собой скорее форму капли, в классическом варианте - с большой площадкой наверху, закруглением с одной стороны и острым углом с другой. Этим острым уголком вверх грущи-капли подвешивают на серьги, колье и носят в качестве подвесок.

Огранка "Маркиз"

Для огранки "маркиз" характерны два заостренных угла, что придает камню форму зерна. При этом, длина камня чаще всего примерно в два раза превышает ширину. Такая форма предполагает вертикальное положение камня и позволяет использовать его в длинных украшениях сложного дизайна - браслетах, серьгах, подвесках.

Огранка "Сердце"

И последний вид классических круглых огранок - "сердце". Этот вид считается одним из самых дорогостоящих и сложных видов обработки камня, однако он способен замаскировать дефекты камня, поэтому пользуется большой популярностью. Огранка «сердце» так же имеет два уголка, но один из углов выпуклый. а длина и ширина камня в классической форме должна быть одинакова.

Виды ступенчатых огранок

Теперь подошел через рассказать о видах ступенчатых огранок. Особенность ступенчатых огранок в том, что от верхней площадки камня прямоугольные грани ступенями спускаются вниз.

Треугольная огранка

Треугольная огранка - самая простая форма из ступенчатых. Однако, именно треугольные камни часто выступают центральными в ювелирных украшениях. Так же, они часто используются нестандартно - для составления узоров колье или для обрамления крупного камня на перстне.

Ступенчатая огранка "Багет"

Для длинных узких камней чаще всего применяется ступенчатая огранка "багет". Для этой огранки характерна четырехугольная форма с общим числом граней - 33. Существуют так же разновидности багета - ромб, трапецевидный "эполет" и "бочка" с двумя закругленными сторонами.

Ступенчатая огранка "Октагон"

Следующий вид ступенчатой огранки - октагон. Для октагона характерна восьмиугольная форма, а самой популярной среди восьмиугольных форм по праву считается изумрудная. Этот подвид восьмиугольной огранки был разработан специально для хрупкого камня - такая огранка легка в исполнении, что сокращает риск повреждения драгоценного камня в процессе обработки.

Изумрудная огранка "ашер"

Существует симметричная вариация изумрудной огранки - "ашер", выдуманная в Голландии ювелирным домом Ашеров. У такой огранки больше ступеней, а верхняя площадка камня выше, чем у остальных восьмигранников.

Мы перечислили только самые популярные виды огранок драгоценных камней, но существует их еще не мало. К каждому уникальному и даже нестандартному камню можно подобрать свою форму огранки, которая раскроет всю красоту его цвета и граней. В любом магазине ювелирных изделий вы сможете рассмотреть поближе все перечисленные нами виды огранок драгоценных камней и воочию убедиться в том, что ювелирное дело - это прекрасное и тонкое искусство.







2024 © fealta.ru.