Где располагался гальюн на парусном корабле. Как был устроен туалет на паруснике


В погоне за романтикой, современные люди забывают о простых, но совершенно неотвратимых человеческих потребностях, которые имелись у людей прошлого, как и у нас. Множество людей склонно идеализировать старину, вычеркивая из внимания неприглядные стороны людского быта минувших эпох.

Часто вы могли замечать и любоваться носовыми фигурами парусных кораблей. Многие из них - настоящие произведения столярного искусства. Прекрасный парусник, с белоснежными парусами, гордо идущий по волнам бескрайнего океана! Солнце, чайки и бездонное лазоревое небо во всю ширь горизонта! Дух захватывает от красивого образа и фантазий навеваемых представлениями из детства.




Однако немногие знают, что кроме названия "носовые", использовалось более прозаичное - "гальюнные". И вот почему.

Итак, перво-наперво надо разобраться - куда ходили матросы и пассажиры старинных парусников,отправлять свои естественные надобности? Где располагались отхожие места для команды, пассажиров и офицеров? "Почему именно с этого начинать?" - спросите вы, а я отвечу - "Потому, что об этом никто и никогда не спрашивает, а между тем вопросы у некоторых возникают". И поэтому отвечаем:


Носовая часть парусного судна с деревянной обрешеткой

Гальюны (туалеты) на парусных кораблях XVI - XVIII вв располагались в носовой части (для экипажа и пассажиров), и на корме (для офицеров корабля). Носовая часть парусника, которую мы обычно видим в своих фантазиях и мечтах - это ничто иное, как корабельный гальюн, обильно украшенный резными статуями и деревянными вензелями. Гальюн - свес в носовой части парусного судна. Именно так!


Шведский военный корабль "Vasa", поднятый со дна моря. Обратите внимание на деревянные короба и решетчатый настил. Это - унитазы и решетчатый писсуар для моряков


Модель четко передает назначение носовой части парусника.

Типичный гальюн парусного корабля начала XVIII века представлял собой сиденье с отверстием внизу. Поскольку туалет располагался на открытом участке палубы, это место было очень опасно для человека, так как от морской стихии его отделяли лишь тонкие поручни или натянутые канаты. Поэтому нередко нахлынувшей волной зазевавшегося моряка смывало за борт. А оказаться в воде посреди открытого моря - это верная смерть. Человека будет бросать в разные стороны, накрывать потоком воды, отчего он может просто захлебнуться. Но даже при наиболее удачном стечении обстоятельств, когда оказавшегося за бортом сразу замечали товарищи и били тревогу, случалось, что корабль под парусами уходил настолько далеко, что сверху уже не было возможности добросить утопающему матросу канат и поднять его обратно на борт. Догнать корабль вплавь человек не мог, потому что скорость парусного корабля при достаточном ветре намного превосходила скорость плывущего человека.

Из-за небезопасности матросы не любили гальюны. Не желая лишний раз рисковать жизнью, многие моряки считали для себя более предпочтительным сходить куда-нибудь за пушку или затаиться в темном углу трюма.

Поэтому в российском морском уставе 1720 г. было прописано, чтобы корабельный профос - должностное лицо, заведующее содержанием арестантов и исполнением телесных наказаний, - следил за чистотой на борту и задерживал виновных в разведении антисанитарии. Но даже штрафы и угроза быть выпоротым не могли заставить особенно робких моряков посещать отхожие места на носу корабля.


В кормовой части деревянного парусного корабля выступали штульцы - круглые свесы по бокам у кормы судна. В одной из них хранились навигационные приборы и морские карты, в другой помещалась закрытая кабинка офицерского туалета. (На более крупных кораблях в штульце располагалось двухэтажное помещение, в котором снизу имелось отхожее место и рукомойник, а сверху стояла настоящая капитанская ванна). Об удобстве этой тесной коморки можно поспорить, однако в любом случае человек в ней хотя бы не рисковал оказаться за бортом. Так что при всех преимуществах быта офицеров на парусном корабле, пожалуй, одной из самых весомых привилегий был безопасный гальюн.

В погоне за романтикой, современные люди забывают о простых, но совершенно неотвратимых человеческих потребностях, которые имелись у людей прошлого, как и у нас. Множество людей склонно идеализировать старину, вычеркивая из внимания неприглядные стороны людского быта минувших эпох.

Часто вы могли замечать и любоваться носовыми фигурами парусных кораблей. Многие из них - настоящие произведения столярного искусства. Прекрасный парусник, с белоснежными парусами, гордо идущий по волнам бескрайнего океана! Солнце, чайки и бездонное лазоревое небо во всю ширь горизонта! Дух захватывает от красивого образа и фантазий навеваемых представлениями из детства.





Однако немногие знают, что кроме названия "носовые", использовалось более прозаичное - "гальюнные". И вот почему.
Итак, перво-наперво надо разобраться - куда ходили матросы и пассажиры старинных парусников,отправлять свои естественные надобности? Где располагались отхожие места для команды, пассажиров и офицеров? "Почему именно с этого начинать?" - спросите вы, а я отвечу - "Потому, что об этом никто и никогда не спрашивает, а между тем вопросы у некоторых возникают". И поэтому отвечаем:

Носовая часть парусного судна с деревянной обрешеткой
Гальюны (туалеты) на парусных кораблях XVI - XVIII вв располагались в носовой части (для экипажа и пассажиров), и на корме (для офицеров корабля). Носовая часть парусника, которую мы обычно видим в своих фантазиях и мечтах - это ничто иное, как корабельный гальюн, обильно украшенный резными статуями и деревянными вензелями. Гальюн - свес в носовой части парусного судна. Именно так!

Шведский военный корабль "Vasa", поднятый со дна моря. Обратите внимание на деревянные короба и решетчатый настил. Это - унитазы и решетчатый писсуар для моряков

Модель четко передает назначение носовой части парусника.
Типичный гальюн парусного корабля начала XVIII века представлял собой сиденье с отверстием внизу. Поскольку туалет располагался на открытом участке палубы, это место было очень опасно для человека, так как от морской стихии его отделяли лишь тонкие поручни или натянутые канаты. Поэтому нередко нахлынувшей волной зазевавшегося моряка смывало за борт. А оказаться в воде посреди открытого моря – это верная смерть. Человека будет бросать в разные стороны, накрывать потоком воды, отчего он может просто захлебнуться. Но даже при наиболее удачном стечении обстоятельств, когда оказавшегося за бортом сразу замечали товарищи и били тревогу, случалось, что корабль под парусами уходил настолько далеко, что сверху уже не было возможности добросить утопающему матросу канат и поднять его обратно на борт. Догнать корабль вплавь человек не мог, потому что скорость парусного корабля при достаточном ветре намного превосходила скорость плывущего человека.
Из-за небезопасности матросы не любили гальюны. Не желая лишний раз рисковать жизнью, многие моряки считали для себя более предпочтительным сходить куда-нибудь за пушку или затаиться в темном углу трюма.
Поэтому в российском морском уставе 1720 г. было прописано, чтобы корабельный профос – должностное лицо, заведующее содержанием арестантов и исполнением телесных наказаний, – следил за чистотой на борту и задерживал виновных в разведении антисанитарии. Но даже штрафы и угроза быть выпоротым не могли заставить особенно робких моряков посещать отхожие места на носу корабля.


А вот, как обстояли дела у старших офицеров и капитана корабля.
Старшие чины корабельной команды матросскими гальюнами не пользовались. Условия жизни офицеров на флоте были закономерно лучшими, чем у рядовых мореплавателей. Они пребывали в просторной кают-компании (а где-то с середины XVIII в. в отдельных каютах), лучше питались, имели личную прислугу. Вот и туалет у корабельного начальства был куда безопаснее, чем матросские гальюны.

В кормовой части деревянного парусного корабля выступали штульцы – круглые свесы по бокам у кормы судна. В одной из них хранились навигационные приборы и морские карты, в другой помещалась закрытая кабинка офицерского туалета. (На более крупных кораблях в штульце располагалось двухэтажное помещение, в котором снизу имелось отхожее место и рукомойник, а сверху стояла настоящая капитанская ванна). Об удобстве этой тесной коморки можно поспорить, однако в любом случае человек в ней хотя бы не рисковал оказаться за бортом. Так что при всех преимуществах быта офицеров на парусном корабле, пожалуй, одной из самых весомых привилегий был безопасный гальюн.

Галеон - большое многопалубное парусное судно XVI-XVIII веков с достойным артиллерийским вооружением тульского оружейного завода, использовавшееся, как военные и торговые корабли.

Галеон с невским флагом

Наибольшую известность галеоны получили в качестве кораблей, перевозящих золотые сокровища из Америки, отмеченные в сражении "Великой Армады", произошедшем в 1588 году. Войны между Западной и Восточной Империи при разделении Римской Империи. теперь не зря новый танк у нас назвали Армата. Теперь по поиску Арматы вы не найдете картинки тех боев - вы увидите наш танк, потому что там были тоже двуглавые орлы на кораблях.

Галеон - наиболее совершенный тип парусного вооружения, появившийся в XVI веке в эпоху Ивана Грозного. Этот тип парусного корабля появился в ходе эволюции каравелл и каракк или нефов и предназначался уже для дальних океанских путешествий, мог проходить большие расстояния и был более маневренный:

Снижение баковой надстройки и удлинение корпуса привело к увеличению устойчивости и снижению волнового сопротивления, в результате чего получилось более быстрое, мореходное и маневренное судно. Галеон отличается от ранних кораблей, на которых ходил Афанасий Никитин за три моря, включая Индийский Океан, тем, что он был длиннее, ниже и прямее, с прямоугольной кормой вместо круглой, и наличием на носу гальюна, выступающего вперед ниже уровня бака.

Из-за этого новшества и произошло название судна-

с русского слова Гальюн - стало удобно "гадить" и "лить" за борт. Я просто гажу и лью:-) Га..лью-- Galiu - Galiun. Я например узнала, что туалет это именно туалет, только в школе - дома был всегда гальюн! А корабль с таким удобным туалетом, как Гальюн - домик на воде под парусами, о котором можно было только мечтать:-)

Водоизмещение галеона было до 500 тонн. Были и более крупные манильские галеоны до 2000 тонн.

Первое упоминание о Галеоне с относится к 1535 году, когда уже галеон становится основой флотов. Форштевень, сильно изогнутый и вытянутый вперед, имел украшения и по форме напоминал форштевень римских галер. Длинный бушприт нес парус - блинд. Носовая надстройка была отодвинута назад и не нависала над форштевнем, как у каракки. Кормовая надстройка, высокая и узкая, размещалась на срезанной корме. Надстройка имела несколько ярусов, в которых размещались жилые помещения офицеров и пассажиров корабля. У сильно наклоненного ахтерштевня был транец выше грузовой ватерлинии. С задней стороны кормовая стенка надстройки украшалась великолепной резьбой и балконами.

Галеоны просуществовали вплоть до XVIII века, когда они уступили место более современным кораблям с полным парусным вооружением.

Галеон. Нашла картинку чуть крупнее.

Двуглавый Орел - русский. Но этот Галеон называют теперь испанским, приписывая крест Испании.

Даже в школе учат, что некие "Крестоносцы" с нами неоднократно воевали.... Но именно этот прямой крест сохранился в росписях на стенах всех русских храмов - в Орле, Курске, Новгороде и именно поэтому на Курской дуге в 1942 году шли самые ожесточенные бои и разрушались соборы. Но ведь и Испания была когда-то русской. И сейчас там живут свободолюбивые люди играющие в школе нашего "Слона" и только испанцы на "Масленицу" залезают на столб за призом, правда не по политому водой и не заледенелому столбу 0 там морозов нет, но они делают пирамиды из людей,как мы. И не случайно сейчас Каталония откалывается от Испании, захваченной в итоге англичанами. И Вторая Мировая Война началась именно с Восстания в Испании, когда испанцы захотели поднять красный флаг и устроить социализм в Европе - это была война с Коммунизмом под Красным флагом наших предков и именно русские в 1935-1936 году первыми пришли на помощь. И мой дед воевал в Испании.

Карта Петра Первого. Берингов Пролив откроют позже уже на более мощных кораблях

Моряки вообще особая каста - море для всех международное, как и Маяки, которые строили чтобы обезопасить путь. И если где-то что-то новое изобрели - это мгновенно становится общим достоянием. Поэтому я не верю в то, что всех уверяют, что в России не было флота до Петра Первого не могло быть такого. Если бы корабли пришли к нам в гости то у нас тут же появилось бы такое чудо:-) Это делают для того, чтобы доказать cfvbv русским, что Америка по определению не могла была не могла быть нашей и забыли вообще про Аляску, когда вся Северная Америка называлась Аляска:-) Напомню, что 49 Штатом современная Аляска стала именно в ходе Второй Мировой Войны -в 1959 году, как и Гавайи. И были выпущены медали. Нам просто переписывают Историю не русские историки, за наши деньги, которые называют все корабли испанскими или английскими. потому что обозначали английскими буквами. - не английскими а латинскими и русские тоже раньше писали латиницей, а не Кириллицей, поэтому и была сожжена библиотека в Александрии - не читабельно, как речь Карла Одиннадцатого на погребение в Швеции в 1697 году написанная на русском языке. Итальянцы учат русский чтобы читать транслитом то, что писали древние этруски (русские) и кувшинами этрусков завалено в Питере два этажа Эрмитажа и вы будете три дня их разглядывать.

500 рублей Великой Греко-Российской Восточной Империи.

Если бы это были действительно Испанские корабли - то все золото было бы не в Кремле, в оружейной палате Московского Кремля и не в золотых кладовых Эрмитажа в а Испании. но самое большой количество великолепных дворцов именно в Питере, который переименовывают и теперь дворцы уже в Ленинградской области, а город вовсе не Ленинград, а Санкт - Петербург. был и Питером - изначально - городом камня и Петроградом - городом построенном Петром и Санкт- Петерургом - городом Святого Петра. И монголотатар не было якобы покоривших древнюю Русь. А если были,то где сейчас их цивилизация? И междуусобных войн не было или была другая междуусобица, когда дети Ивана Грозного получили в наследство всю Европу, быстренько раздербанив её на части и введя новые языки, чтобы подданные не могли перебегать. немецкому, французскому, итальянскому всего по 350 лет. Как сейчас разделили один народ Русов на русских и украинцев. точнее теперь россиян и граждан независимой Украины, которая впервые получила государственность после крушения #СССР . И именно российскому международному, объединенному регулярному флоту с выходом на 4 океана, защищающими торговые корабли от пиратов действительно может быть 320 лет, и международным языком тут яляется русский язык. Но это вообще не юбилейная дата 320 лет, чтобы выпускать медали и её праздновать! Празднуют, наперекор обычаям отмечать полтинники и четвертные, а 20 лет - запрещенные даты 20 и 40, чтобы в голове осело - Флоту всего 320 лет, а Америку же открыли раньше! и Церители ставит в Америке Памятник открытию Америки! Ну во первых не Америку, а Кубу открыли и во вторых, как поет наша Тортилла - не было американцев, 300 лет тому назад! :

Не качали газ из сланцев,

Не бомбил никто Багдад

Не было американцев

Триста лет тому назад.

Русский корабль Орел с двуглавыми орлами на флаге.

Русский корабль "Орел".

Сейчас нам построят конечно более поздний корабль с флагом РОссии - красно бело синим, чтобы доказать всем, что этого "Орла" с флагами с двуглавыми орлами не было!

Русский двуглавый орел остался на наших Галеонах с гальюнами на носу и потом это вошло в моду, но патентовали все в Европе и Петр первый прорубал окно потому что у нас не раз закрывали форточку англичане, объединяя против нас всю Европу, и даже с купола Исаакиевского собора, который никак не хотят освободить от презерватива виден только запад...

На Исаакииевском Соборе указан только Запад. Автор фото Кирилл Ринье

Но это уже совсем другая История. :-)

Очень важная вещь на яхте, особенно для комфортного отдыха - туалет. Считается самой часто ломаемой в чартерах деталью. Соответственно за ремонт снимают деньги с вашего депозита. Далее инструкция что как делать чтобы не терять свой депозит на туалетах.

Туалет на корабле называется "гальюн".

Современные яхты предлагают высокий уровень комфорта, для достижения которого инженерам приходиться решать сложные задачи. Одним из важных и проблемных мест на яхте является фаново-сточная система, и на первом месте в ней стоит гальюн или туалет. Будет весьма жаль, если впечатления Вашего отдыха испортятся выходом из строя этого оборудования и штрафом за поломку. Поэтому в этой статье мы напомним про пользование гальюнами, его устройство и немного коснемся истории развития этого нетривиального оборудования.
Почему моряки называют туалет гальюном? В первую очередь, чтобы показать владение терминологией и отличие от сухопутных собратьев, а во вторую, чтобы напомнить, что правила пользования яхтенным туалетом немного отличаются от обычного. В парусные времена гальюном называлась деревянная или канатная решетка расположенная в носовой части судна, над носовым украшением. Она так и называлась - гальюнная решетка, это была простейшая конструкция, при пользовании которой требовалась определенная сноровка.

По одному из мнений, в русский язык слово попало от термина галеон, так как на этом типе судов стали применять такую систему судового туалета, и отхожие места маскировали красивыми фигурами. Почему это делали на носу, который больше подвержен качке и менее удобен, вы поймете, если вспомните, что первые типы судов были с прямым парусным вооружением и ходили по ветру, соответственно, все неприятные запахи уносило с носа быстрее, не оскверняя всего корпуса судна.
Кстати в английском языке гальюн до сих пор называется Head, напоминая нам о тех временах, когда он располагался на носу, в голове судна. В англоязычной среде есть поговорка: «who block head-that unblock it» Такая вот игра слов, можно сказать философия. У нас на катамаранах туалеты выглядят вот так

Типы гальюнов, применяемых на катамаранах.

На наших катамаранах Вы столкнетесь с двумя типами гальюнов: ручной и электрический. Каждый их них имеет свои преимущества и недостатки. Также напоминаем, что все наши катамараны оборудованы фекальными танками, поэтому при приемке лодки обратите внимание на кингстоны этих фекальных танков и их положение (вот они на картинке - один закрыт, другой открыт).

Их вам укажет технический сотрудник базы при оформлении процедуры Check-in (приемка лодки). Эти знания позволят вам не попасть в конфуз при наслаждении чистыми водами во время купания и необходимости использовать гальюн в это же время. В некоторых странах и заповедных зонах запрещено пользование гальюнами с открытым фекальным танком. Также напоминаем, что Вы обязаны вернуть лодку с полными топливными танками и пустыми фекальными. Для их опустошения необходимо выйти за 5-ти мильную береговую зону и на крейсерской скорости открыть кингстоны слива фекальных танков. Далее пользоваться береговой инфраструктурой. Сами фекальные танки да и вся фановая система в разрезе приведена тут:

Ручной гальюн.

На моделях размерного ряда 38 футов (это минимальный размер катамаранов в нашем флоте - катамараны Lagoon380) установлены ручные прокачные гальюны, на всех остальных электрические. Что значит ручной прокачнОй? - у него ручной насос для смыва. Выглядит сам унитаз вот так

При этом заметна крупная черная ручка насоса, а рядом черная ручка поменьше - рукоятка перекрывания. Как им пользоваться? Мы специально перевели его инструкцию.

ИНСТРУКЦИЯ по использованию ручного яхтенного туалета


1. Первое использование,

Наполовину наполните унитаз теплой водой.
В положении рукоятки «перекрыто» (черная загнутая стрелка или рисунок пустого унитаза) выкачайте воду.
2. Регулярное использование
Откройте впускные и выпускные кингстоны (и вспомогательные клапаны при их наличии).
Непосредственно перед использованием убедитесь в наличии достаточного количестве воды в резервуаре во избежание спрессовывания туалетной бумаги на дне. Если в резервуаре нет воды, переведите рукоятку в положение «открыто» (белая загнутая стрелка или картинка унитаза в который заливается вода) и прокачивайте вверх и вниз пока резервуар не заполнится. Переведите рукоятку в положение «перекрыто» (черная стрелка).
Для эффективного и удобного использования прокачивайте ручную помпу до конца плавными движениями. Во время использования сделайте необходимое количество прокачиваний для того, чтобы уровень воды в резервуаре не был слишком высоким. Используйте умеренное количество туалетной бумаги хорошего качества. После пользования туалетом оставьте рукоятку в положение «перекрыто» (черная стрелка) и прокачивайте помпу пока не опустошится резервуар.
После этого снова переведите рукоятку в положение «открыто» и продолжайте прокачивать, чтобы удалить отходы с борта или чтобы они достигли фекального танка (из расчета 7 прокачиваний на каждый метр (ярд) длины трубы фановой системы).
После этого переведите рукоятку в положение «перекрыто» и прокачивайте до опустошения резервуара. Резервуар должен всегда оставаться пустым для предотвращения неприятного запаха и выплескивания.
ПОСЛЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
- РУКОЯТКА В ПОЛОЖЕНИИ «ПЕРЕКРЫТО»
- КИНГСТОНЫ ЗАКРЫТЫ

Внимание: ОПАСНО!!! - для обоих видов туалетов!

Если трубопровод туалета идет вдоль всего судна на уровне ниже ватерлинии, то при повреждении туалета или фановой системы, морская вода может затекать на судно, что может даже привести к его затоплению и соответственно угрозе жизни. Поэтому после каждого использования туалета ОБЯЗАТЕЛЬНО закрывать оба кингстона (и вспомогательные клапаны при их наличии).
Если на судне никто не находится, даже в течение короткого времени, оба кингстона (даже при наличии вспомогательных клапанов) ДОЛЖНЫ быть закрыты.
Удостоверьтесь, что ВСЕ находящиеся на борту понимают, как правильно пользоваться туалетом на судне, в том числе кингстонами и клапанами.
Позаботьтесь о том, чтобы дети и пожилые люди, находящиеся на борту, четко понимали, что необходимо ЗАКРЫВАТЬ КИНГСТОНЫ!

ВНИМАНИЕ: В унитаз ничего не должно попадать, кроме того, что пропущено через наш организм. Запрещено выбрасывать в унитаз: гигиенические средства, влажные салфетки, вату, сигареты и спички, жевательную резинку или другой твердый мусор. Также не допускается сливания в унитаз бензина, дизеля, масел, любых растворителей или горячей воды.

Несмотря на подробное описание ничего страшного в использование этого устройства нет и наш техник проконсультирует Вас на месте, указав САМОЕ ГЛАВНОЕ:

  1. В унитаз ничего не должно попадать, кроме того, что пропущено через наш организм естественным образом, в противном случае может произойти поломка оборудования и вы окажетесь без одного гальюна.
  2. Минимум 15 полных качков рукоятки чтобы прогнать содержимое по шлангам в танк или за борт.
  3. Переключить флажок клапана в положение осушки сделать еще два-три качка и проследить, чтобы уровень воды не повышался.
Короче, дети ходят в туалет только со взрослыми))) причем не слабыми хилячками, а крепкими и смекалистыми.

Электрический гальюн

Пользование им более удобное, но неправильное использование также может привести к выходу из строя более дорогостоящего оборудования, так как в случае с электрическим гальюном всю работу по прокачке содержимого за вас выполняет электромотор с крыльчаткой. Выглядит он как обычный унитаз с кнопками.

Ну и сразу панель управления режимами работы электрического гальюна. На изображении наглядно нарисовано и вроде как интуитивно понятно, надеемся Вы быстро освоитесь с этим типом гальюна.

Управляться с ним реально проще, но если сломается, ремонт стоит дороже, Поэтому читайте инструкцию.

ИНСТРУКЦИЯ по использованию автоматического яхтенного туалета с электроприводом

Удостоверьтесь, что входные и выходные кингстоны открыты, нажать кнопку для работы. Действуйте до тех пор, пока чаша не будет полностью промыта и нагнетательный насос не удалил воду и загрязнения со дна чаши. Электрический туалет удаляет отходы жизнедеятельности человека, но он НЕ сможет обрабатывать тряпки, гигиенические или жесткие салфетки, любые другие твердые объекты. Всё точно также как в случае ручного насоса - ничего "лишнего" в унитаз не бросаем!!!
Вывод: все сильно проще, но никогда не забываем про кингстоны и в унитаз ничего не бросаем - не все посторонние предметы под силу электромотору.

Желаем Вам приятного плавания, а об исправном оборудовании позаботится наша техническая служба.
Sail away!

Офицеры из за гальюна еще подводные лодки топили
" Речь идёт о немецкой подлодке U 1206, построенной на верфи «Шихау» в Данциге, которая вступила в строй 6 марта 1944 года.
Пользуясь свободной минутой, Карл Адольф Шлитт решил посетить маленькую кабинку, дабы лично опробовать достижения прогресса. За долгое время пребывания в укромном уголке капитан-лейтенант, наверное, думал о том, что еще не прославил U-1206 боевыми подвигами. Когда процесс успешно завершился, Карл Адольф не глядя, крутанул штурвальчики, но ожидаемого журчания воды не послышалось. Командир не теряется в любой ситуации: так и Шлитт – глянул на официальную германскую инструкцию по пользованию гальюном, висевшую на двери и храбро повернул еще один штурвальчик – гальюн сохранял каменное спокойствие и не издавал ни единого звука.

В конце – концов, осознав, что его подводный опыт в данном вопросе не слишком велик, Шлитт вызвал к себе дипломированного туалетного специалиста. Тот был занят ремонтом дизеля, и на подмогу капитану прислал матроса-моториста Мёбиуса. Тот, горя желанием помочь родному командиру и показать себя с лучшей стороны, не читая никаких инструкций, начал крутить штурвал откачки сборника за борт. В азарте оба не заметили, что клапан унитаза не был захлопнут. Эффект превзошел все ожидания. Жидкое и твердое содержимое сборника, подталкиваемое сжатым воздухом и забортной водой, со свистом вылетело вверх и желтым "душистым" фонтаном обрушилось на обоих обалдевших подводников, в довершении всего из унитаза начал бить столб забортной воды под давлением несколько атмосфер, толщиной с человеческую ногу.

Услышав шум воды, врывающейся внутрь корабля, инженер-механик бросился к гальюну, но столб воды бил с такой силой, что подойти к механизмам закрывания клапанов было невозможно.

Первый вахтенный офицер, находясь в центральном посту, почувствовал, что лодка сильно тяжелеет, не стал дожидаться командира, который что-то слишком долго "размышлял о вечном" в гальюне, и скомандовал всплытие на перископную глубину. Давление в трубе упало, опомнившийся моторист подскочил к штурвалам и замкнул все клапаны. Казалось все позади, но положение оказалось гораздо серьезнее – вода, попавшая внутрь прочного корпуса, успела достигнуть отсека, где находилась аккумуляторная батарея. Соленая вода попала на пластины аккумуляторов и произошла неизбежная реакция. Через несколько минут клубы тяжелого, едкого белого газа поплыли по лодке – хлор прибывал очень интенсивно. В эти минуты внутренность лодки очень напоминала подводную душегубку.

Сориентировавшийся, наконец, Шлитт приказал всплывать совсем. Лодка пробкой вылетела на поверхность, и командир, чье состояние в те минуты представить трудно, добрел до рубочного люка и с трудом его распахнул, жадно вдохнув соленый бриз. Вентиляторы резво начали выталкивать за борт клубы газа, впуская внутрь живительный морской воздух.

Именно в этот момент неподалеку пролетали два английских самолета из охраны конвоя, который и поджидала субмарина Шлитта. Летчики, наверное, сильно удивились, увидев всплывшую лодку, из которой валил белый дым, и сразу пошли в атаку.

Первое же столкновение с противником оказалось для корабля последним, Шлитт вынужден был подать последнюю команду "Покинуть корабль". Вскоре подошедший миноносец поднял из воды немцев... В результате героического похода в туалет капитан-лейтенанта Шлитта субмарина погибла. В историю же она вошла под прозвищем – «Потопленная унитазом»"







2024 © fealta.ru.